Что такое человек с ограниченными возможностями

Содержание

Инвалид и инвалидность: понятие, признаки, причины, классификация

Что такое человек с ограниченными возможностями

Термины инвалид и инвалидность из заголовка нашего нового материала являются ключевыми, если дело касается соцзащиты людей с особенностями. О том, что конкретно скрывается за обозначенными выше понятиями и что даёт особый статус, расскажем далее.

Понятие «Инвалид»

Такое определение льготной категории объединяет людей, по состоянию здоровья нуждающихся в государственной поддержке. Обычно различные нарушения и дефекты, имеющиеся у таких граждан, обуславливают длительное или постоянное расстройство жизнедеятельности организма.

То есть инвалиды достаточно уязвимы из-за проблем со здоровьем, часто не могут обслуживать себя, ориентироваться без посторонней помощи, нормально работать и общаться. Здесь играет роль степень ограничений, с учётом которой льготнику дают более лёгкую (3) или тяжёлую (1 и 2) группу.

Плюс, учитывается период проявление аномалии. К примеру, дети с ограничениями по здоровью становятся обладателями статуса «ребёнок-инвалид», а совершеннолетним гражданам присвоят конкретную категорию. Всё это определяется и фиксируется в рамках медико-социальной экспертизы (МСЭ), куда обычно направляет врач.

Происхождение термина

Слово «инвалид» происходит от латинского «invalidus» («бессильный», «непригодный»). Что касается этимологии термина, истоком является «valere», переводимое как «иметь возможность», «быть сильным» (Римская империя). Но сегодня более тактичным считается достаточно размытое обращение «человек с ограниченными возможностями».

Однако вышеупомянутый термин не исчез из официальных текстов. Разные эквиваленты слова предлагаются объединениями и организациями инвалидов в случае, когда требуется корректно обратиться к гражданину с ограничениями. Например, теперь говорят «человек с задержкой в развитии», а не «умственно неполноценный» или «слабоумный».

Объясняется такой подход стремлением к минимизации негативизма, жалости к лицам с ОВЗ, а также сглаживанием их противопоставления здоровым людям.

Категории инвалидов КОСГУ (таблица)

На уровне закона логика следующая — среди граждан с ограничениями по здоровью выделяют тех, кто имеет специфические, либо общие признаки. Благодаря такой классификации удобно систематизировать законы, касающиеся инвалидов, а также упрощать понимание данных норм для людей.

В частности, существует классификация КОСГУ, делящая граждан с инвалидностью на классы с учётом выявленных нарушений. Каждая буква в аббревиатуре — это конкретный класс, а именно:

К – здесь обозначены инвалиды-колясочники;

О – в этом классе опорники (люди с аномалиями опорно-двигательного аппарата), не нуждающиеся в инвалидном кресле;

С – слепые и люди с ограничениями зрительного характера;

Г – глухие и граждане с иными расстройствами слуха;

У – данный класс объединяет инвалидов с явными нарушениями в умственном развитии.

Важно! Рассмотренная классификация помогает в рассмотрении вопросов относительно помощи и обеспечения лиц с ОВЗ, но не является основной.

Понятие «Инвалидность»

Согласно одной из трактовок под инвалидностью понимается состояние, при котором человек ввиду возникших ограничений и препятствий не может осуществлять свою деятельность в нормальном режиме. Примечательно, что ограничения с препятствиями и особый статус таких лиц в некоторой степени связаны с психологической неготовностью социума принять их отклонения от нормы.

Группы и степени инвалидности

Как было отмечено ранее, групп всего три. Рассмотрим особенности их присвоения.

1 группа положена людям с тяжёлыми формами заболеваний (есть специальный перечень недугов). Как правило, инвалид данной категории не может самостоятельно выполнить простейшие действия, передвигается с помощью кого-либо или чего-либо, испытывает большие трудности с ориентацией в пространстве (особенно в незнакомом месте).

Обладателям 1 группы сложно нормально общаться, а иногда вербально это вообще невозможно. Самоконтроль тоже может быть нарушен в зависимости от конкретной болезни (в некоторых случаях мозг настолько аномален, что корректировать поведение инвалида нет смысла).

Чаще всего льготники с 1 группой не в состоянии работать, поэтому трудовая деятельность им противопоказана. Но, например, инвалиды по слуху или зрению могут трудиться в спецусловиях. Кстати, обучение тоже затруднено.

Как бы там ни было, установление в ходе МСЭ 1 группы означает, что очередное освидетельствование и подтверждение статуса инвалид должен пройти через два года (если категория дана бессрочно, повторять процесс не нужно). В течение указанного срока льготник лечится, проходит разные этапы восстановления здоровья и адаптации, представленные в ИПР (индивидуальной программе реабилитации).

Совет! Если решение, принятое в МСЭ не устраивает, нужно сначала обратиться в главное бюро и затем — в Федеральное (если новые итоги не устроят инвалида). Только после этого следует подавать иск в последнюю инстанцию — в суд.

При умеренных проявлениях недуга назначают 2 группу. У таких граждан двигательные расстройства выражены не так сильно, как при 1 группе. Ориентация в новом месте тоже не такая сложная. Как правило, инвалидам 2 группы нужна помощь в процессе получения и передачи знаний, во время использования общественного транспорта.

Место обучения и работы для них оборудуется согласно требованиям. Если это необходимо, процессы автоматизируют или привлекаю помощника. Рассматриваемую группу обычно назначают на год с последующей комиссией.

Наконец, 3 группа подразумевает незначительные ограничения, при которых обладателю статуса может понадобиться небольшая помощь как в социальном, так и в бытовом плане (здесь в ход идут вспомогательные средства). Обучение, пространственная ориентация, передвижение не вызывают явных трудностей. Особенно, если действия инвалида размеренны и условия соответствуют.

Работа допускается, но без высокой нагрузки. Выполнять обязанности сверхурочно данный сотрудник может по своему желанию, принуждать его нельзя. Этот и другие нюансы в большинстве случаев вынуждают льготника искать новое место работы с учётом выявленных ограничений.

Как и при 2 группе, переосвидетельствование в бюро МСЭ обладатели «рабочей» группы проходят каждый год.

Члены комиссии не только определяют группу, но и фиксируют степень трудоспособности:

– 1 степень подходит инвалидам, не затрачивающим на свою работу много времени, способным трудиться по сниженной квалификации;

– 2 степень актуальна для сотрудников, которым в процессе деятельности нужны специальные условия, технические средства;

– 3 степень указывает на невозможность работать.

Первые несколько степеней условно считаются рабочими, а последняя — нет.

Причины инвалидности по действующему законодательству

По закону причины особого состояния выявляют члены комиссии МСЭ. В целом обусловлено установление особого статуса может быть:

– инвалидностью с детства;

– общим или профзаболеваниием;

– травмой, полученной во время осуществления трудовых обязанностей;

– заболеваниями, полученными в ходе службы или травмами военного характера;

– болезнью, спровоцированной радиационным облучением (аварии на ЧАЭС и химкомбинате «Маяк»).

Что такое условная инвалидность?

Официально «условной» инвалидности как понятия не существует. Данный термин может иметь место, если дело касается срочной группы. Она устанавливается на МСЭ.

Напомним, что повторное освидетельствование и подтверждение ограничений происходит ежегодно при 2, 3 группе и раз в два года — при 1 группе. В процессе оценки состояния гражданина группу могут понизить, повысить, снять или оставить пожизненно.

В последнем случае статус является бессрочным, поэтому его периодическое установление не требуется. Но даже такая группа не безусловна, так как врач может отправить больного на переоформление группы, если нет ухудшения здоровья.

Важно! Перечень льгот и выплат для каждой группы имеет свои отличия, так что не нужно отказываться от медкомиссии, если возник вопрос о переходе с 3 категории на 2 или со 2 на 1 (это считается повышением группы).

Понятие «Дети-инвалиды»

Данный статус положен несовершеннолетним гражданам РФ при наличии у них серьёзных проблем в психическом, физическом развитии. Сложное состояние детей-инвалидов не только нарушает их адаптацию в социуме, но также провоцирует:

– трудности с самообслуживанием;

– проблемы поведенческого характера;

– сложности с ориентацией в пространстве;

– сбои в речевом развитии и не только.

Конкретная группа таким больным не устанавливается до 18 лет. При этом статус «ребёнок-инвалид» можно получить по инициативе врачей, осуществляющих наблюдение и обследование несовершеннолетнего. Если есть проблемы, соответствующие рекомендации специалистов записываются в медкарте пациента и в «Истории развития ребёнка» (форма документа 112/у).

Категория «Инвалид с детства»

Это понятие отличается от предыдущего тем, что уже содержит в себе причину установления статуса. То есть кроме записи «ребёнок-инвалид» в отчёте МСЭ указывалась причина, по которой получен статус.

Примечательный факт: до января 2000 года категорию «ребёнок-инвалид» давали детям до 16 лет, затем период увеличили до 18 лет.

А уже на момент совершеннолетия гражданин должен пройти освидетельствование и получить группу.

По российскому законодательству указанный статус может быть назначен, в том числе, при инвалидности с детства (это причина). У таких инвалидов, само собой, имеются некие преференции, доступные для реализации.

Социальная группа инвалидов

Большинство подходов к рассматриваемой в нашем материале теме сосредоточено на узко-специальных аспектах — степень и особенности патологии, лечение, реабилитация, социализация.

Однако при восприятии людей с ОВЗ как социальной группы в центре внимания оказывается инвалид как конкретный гражданин, взаимодействующий с обществом. В таком ракурсе ограничения по здоровью — это не результат заболевания, травмы и тд, а некая форма дискриминации со стороны других людей (здесь и жалость, и неприятие).

Радует, что в последние годы взгляд на проблему меняется в пользу обладателей особого статуса благодаря их готовности отстаивать свои права, вести активную общественную жизнь и тд.

Законодательная база в области инвалидов

Кроме обозначенного выше закона отметим некоторые в качестве дополнения следующие нормативно-правовые документы, в частности:

– Постановление Минтруда и социального развития РФ № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными госучреждениями службы МСЭ причин инвалидности»».

– Постановление Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

– ФЗ № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

– ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями ФЗ №345);;

– ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам соцзащиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

В заключение хочется подчеркнуть важность не только формального понимания инвалидности и инвалидов как категории, но также этическую составляющую вопроса. Другими словами, компенсация психических и физических ограничений таких граждан должна осуществляться по более широкому принципу создания равных возможностей, а не просто равных условий.

Источник: https://DoorinWorld.ru/stati/raskrytie-ponyatiy-invalid-i-invalidnost

Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями

Что такое человек с ограниченными возможностями

Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок. Узнаем, какие существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ.

Понятие «дети-инвалиды»

К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:

  • потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
  • полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.

Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности. Решение составляют в 2 экземплярах.

Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша.

Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом.

Понятие «Дети с ограниченными возможностями»

При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.

При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:

  • нарушение зрения;
  • проблемы с функционированием органа слуха;
  • дефекты речи;
  • заболевания опорно-двигательной системы;
  • аутизм;
  • отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
  • нарушения в психическом развитии.

Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ.

«У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.

Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем.

Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства.

У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.

Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.

«Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам».

Является ли ребенок-инвалид ребенком с ОВЗ

Если малыш имеет серьезную патологию и отклонения, но ему не предоставили инвалидность, то он признается больным с ОВЗ. Одновременно с этим, они могут получить группу инвалидности. Малыш, которому присвоили статус, не может быть отнесен к разряду ОВЗ. Это также является отличием.

Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.

Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.

Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут.

Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша.

Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.

Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:

  1. Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
  2. Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
  3. Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
  4. Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
  5. Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
  6. Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.

Заключение

Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.

Источник: https://ProInvalid.ru/informatsiya/ovz-i-invalidy

Понятие «Инвалидность»

Что такое человек с ограниченными возможностями

Инвалидность – это состояние, при котором у человека наблюдаются физические, психологические и умственные отклонения, ограничивающие его деятельность. Это юридический и медицинский термин. Каждый инвалид имеет право на определенные льготы и государственные выплаты. Для получения группы нужно пройти медико-социальную экспертизу.

Понятие инвалидность

Согласно законам России, гражданам с тяжелыми заболеваниями присваивается группа инвалидности. Это статус отдается взрослым, получившим травму, и детям с какими-либо увечьями.

Происхождение термина

Это понятие происходит от латинского «invalidus» и означает «несильный» или «не силач». Инвалид – это человек с нарушениями здоровья, стойкими расстройствами функций организма и другими дефектами, которые ограничивают его жизнедеятельность.

Под инвалидностью подразумевают полную или частичную утрату самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, общаться, работать. В зависимости от тяжести повреждений назначается группа инвалидности.

Группы и степени инвалидности

По уровню потери трудоспособности выделяют:

  1. Первую группу. Такие люди не могут обходиться без помощи окружающих. Они потеряли способность передвигаться, ориентироваться в пространстве, не способны следить за собой.
  2. Вторую группу. Способность к самообслуживанию потеряна частично. В этом случае гражданин может перемещаться, но только с помощью специальных приспособлений. Их относят еще к группе МНГ. Расшифровка понятия – маломобильные группы населения.
  3. Третью группу. Больной может обходиться без помощи окружающих, но не так быстро, как здоровые люди. Такие граждане не могут работать по профессии и должны переквалифицироваться на более легкую работу.

Кроме классификации инвалидности по группам различают степени:

  1. Незначительные нарушения.
  2. Умеренные сбои.
  3. Проблемы с яркими проявлениями.
  4. Тяжелые патологии, значительно влияющие на организм.

Первым двум категориям присваивают третью группу, а остальные предполагают полное нарушение трудоспособности.

Причины инвалидности по действующему законодательству

Понятие инвалид относится к людям с серьезными проблемами со здоровьем. При определении группы должны указать причину инвалидности. От этого зависит размер льгот и выплат. Человеку могут присвоить инвалидность в связи с:

  1. Общим заболеванием. Сюда относят хронические болезни и травмы.
  2. Производственными травмами.
  3. Профессиональными заболеваниями, которые возникли во время работы во вредных условиях.
  4. Ранениями, полученными в ходе военных действий.
  5. Врожденными аномалиями, болезнями, перенесенными в детстве.
  6. Воздействием радиации.

Если у одного человека сразу несколько причин инвалидности, то он или его представитель может указать в документах ту, которая дает право на большее количество льгот.

Что такое условная инвалидность

Инвалидность устанавливают на определенный срок в зависимости от состояния здоровья и сопутствующих заболеваний. Различая группы, можно определить, способен ли человек на нормальный образ жизни.

Условной можно назвать третью группу, так как она позволяет вести трудовую деятельности и сравнительно нормальный образ жизни. Если состояние больного нормализуется, статус и все льготы отменяют.

Социальная группа инвалидов

Статистика говорит о том, что на территории России проживают около 10 миллионов человек с ограниченными возможностями. Такие люди больше других нуждаются в помощи медиков. Но из-за того, что их возможности ограничены, они не всегда могут ее получить. Чтобы инвалиды чувствовали себя комфортней в социуме, мировое правительство пытается:

  1. Создать систему, позволяющую устранить причину и последствия нарушений функций организма.
  2. Сформировать условия, при которых инвалиды смогут добиваться во всех сферах таких же успехов, как и здоровые люди. Например, инвалид-колясочник может заниматься танцами, существуют даже специальные соревнования.
  3. Создать права и обязанности для инвалидов, которые помогут им чувствовать себя полноценными членами общества.

Во время проведения любых мероприятий учитывают виды инвалидности, особенности состояния организма каждого гражданина с особыми потребностями.

Понятие дети-инвалиды

Ребенок-инвалид – это понятие, которое присваивают детям младше восемнадцатилетнего возраста с серьезными проблемами в организме, вызывающими трудности в повседневной жизни. Они медленно развиваются, не контролируют поведение, у них отсутствуют навыки к самообслуживанию и передвижению. Основываясь на этих патологиях, экспертиза прописывает ряд рекомендаций. Дети-инвалиды должны:

  1. Находиться на индивидуальном обучении.
  2. Регулярно или постоянно посещать специальные учреждения.
  3. Ежегодно получать путевку в пансионаты и санатории.
  4. Получать от государства средства и оборудование для облегчения жизнедеятельности.
  5. Проходить комплексные реабилитационные мероприятия.

Благодаря этим мероприятиям стараются улучшить состояние детей и обучить их хотя бы минимальным навыкам самообслуживания.

Категория инвалид с детства

Существует отдельная категория инвалидов с детства. Это взрослые люди, которым был присвоен статус инвалида в детстве в связи с врожденными или приобретенными до 18 лет заболеваниями.

Как и где подтверждается инвалидность

Группы и степени инвалидности определяет медико-социальная экспертная комиссия – МСЭК. Направить на экспертизу может врач после обследования и курса лечения. Также больной может сам принять решение и сообщить об этом лечащему врачу.

Вся необходимая информация будет зафиксирована в амбулаторной карте, и с направлением следует пройти комиссию. Во время процедуры необходимо доказать, что проблемы со здоровьем действительно мешают нормальной жизнедеятельности.

Куда обращаться для оформления инвалидности

Оформление инвалидности осуществляется в бюро медико-социальной экспертизы. Туда необходимо пройти с пакетом документов. Кроме направления нужно подтвердить свою личность паспортом, составить заявление.

Также не обойтись без выписки из всех больниц, где проводилось лечение, характеристики с места работы, акта о получении травмы на производстве. Эти бумаги должны положительно повлиять на решение комиссии.

Подавать документы нужно по месту жительства, но можно обратиться и по месту временной регистрации. После представления бумаг гражданина должны пригласить на экспертизу в течение месяца. Процедуру проводят на территории бюро.

Если комиссия примет отрицательное решение, его можно обжаловать. Для этого в течение трех дней нужно составить заявление на переосвидетельствование. Если опять откажут, стоит обратиться в суд, но его решение обжалованию не подлежит.

Понятие инвалидности означает, что у человека есть серьезные проблемы со здоровьем, мешающие ему работать, обслуживать себя и вести обычный образ жизни. В зависимости от тяжести нарушений выделяют три группы инвалидности. Для каждой из них предоставляются льготы и государственные выплаты. Решение о назначении группы принимает МСЭК.

Источник: https://opekarf.ru/invalidam/obshhaya-informatsiya/ponyatie-invalidnost

Что такое ментальная инвалидность? Как общаться с такими людьми и опасны ли они? Стыдные вопросы о психических расстройствах — Meduza

Что такое человек с ограниченными возможностями

Недостаток информации о людях с психическими расстройствами порождает настороженность: непонятно, чего ждать от такого человека и как не обидеть случайно. По просьбе «Медузы» создатели проекта «Дело Пинеля», посвященного правовой стороне психиатрической помощи, отвечают на стыдные вопросы о психических расстройствах и ментальной инвалидности.

Вы читаете статью, вышедшую в рамках нашей программы поддержки благотворителей MeduzaCare. В ноябре 2019 года она посвящена людям с инвалидностью. Все материалы программы — на специальном экране.

Что вообще такое ментальная инвалидность? Это вежливое название умственной отсталости?

Ментальной называют инвалидность, вызванную психическим расстройством. 

Психическое расстройство само по себе не обязательно ведет к инвалидности. Психические расстройства отличаются друг от друга: одни длятся недолго и не имеют серьезных последствий для жизни пациента, другие становятся хроническими и существенно меняют жизнь человека.

Инвалидность — понятие социальное. Она присваивается, если из-за болезни или травмы человек не может (или может, но с трудом) самостоятельно передвигаться, учиться, работать и общаться.

 Панические атаки, депрессия, а в некоторых случаях шизофрения и биполярное аффективное расстройство (БАР) могут не влиять на вышеперечисленные способности — в таких случаях не будет оснований для установления инвалидности.

Инвалидность могут получить пациенты с хроническими психическими расстройствами в тяжелой форме: например, люди с шизофренией, умственной отсталостью, последствиями черепно-мозговых травм, инсультов и кровоизлияний в мозг, люди с деменцией.

Тяжелое течение БАР или часто повторяющиеся эпизоды депрессии тоже могут привести к инвалидности. Важно, что причиной инвалидности будет не само расстройство, а невозможность обойтись без помощи в ежедневной жизни.

В официальных документах это называется ограничением жизнедеятельности.

Чтобы человеку присвоили инвалидность, нужно подтвердить официально, что ему нужна социальная помощь. В России этим занимаются бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). 

В них работают врачи, но сами учреждения относятся не к Министерству здравоохранения, а к Министерству труда и социальной защиты. Сотрудники бюро МСЭ устанавливают группу инвалидности, решают, нужны ли человеку средства реабилитации и ухода (трости, кресла-коляски, подгузники и многое другое, в том числе собаки-проводники).

Инвалидность по психическому расстройству устанавливают специализированные бюро МСЭ, где работают врачи-психиатры.

Пациентам с психическими расстройствами могут присвоить третью, вторую или первую группу инвалидности (расположены по возрастанию степени ограничения жизнеспособности), а ребенку до 18 лет будет присвоен статус «ребенок-инвалид».

В справке об инвалидности, которую выдает МСЭ, не указывается диагноз. В графе «Причина инвалидности» может стоять формулировка «общее заболевание» — чаще всего при психических расстройствах встречается именно она.

Понимают ли люди с ментальной инвалидностью, что у них ментальная инвалидность?

Большинство людей с инвалидностью по психическому расстройству понимают, что им присвоена группа инвалидности. Часть людей с психическими расстройствами не понимают, что они — люди с инвалидностью. Но, как правило, это пациенты с заметно сниженной памятью и интеллектом (например, при деменции), и в их случае непонимание своего социального статуса — меньшая из проблем. 

Как себя вести, когда общаешься с таким человеком?

Психическое расстройство не обязательно будет заметно при общении с человеком. То же самое применимо к инвалидности. Но если вы знаете об инвалидности собеседника или его родственника, лучше отложить расспросы об этом до более близкого знакомства, чтобы не создавать ситуацию, в которой всем будет неловко.

Не стоит также интересоваться, почему здоровый на вид человек с инвалидностью не работает. Хронические психические расстройства часто развиваются у людей в молодом или зрелом возрасте.

На вид человек может выглядеть физически здоровым, но снижение волевых функций и нарушения мышления при шизофрении, например, снижают способность работать так же, как любое другое серьезное заболевание или травма.

Какие в мире есть варианты государственной политики по отношению к таким людям? Какой подход лучше всего?

Может показаться, что пенсий и бесплатных лекарств достаточно для социальной поддержки людей с инвалидностью, но это не так.

Во-первых, размер пенсии по инвалидности (а она меньше трудовой) не позволяет говорить о возможности достойной жизни.

Пенсию дополняют льготы на проезд и лекарства, которыми человек может распорядиться самостоятельно — например, отказаться от них в пользу денежной компенсации.

Но при любом выборе он останется в уязвимом положении: с одной стороны, денежная компенсация невелика, с другой — в закупках лекарств, которые проводят региональные министерства здравоохранения на деньги федерального бюджета, случаются перебои.

Во-вторых, жизнь человека с инвалидностью, как и остальных людей, не сводится к выплатам и лекарствам. Хороший вариант государственной помощи — программы проживания с поддержкой.

Они позволяют человеку с инвалидностью жить самостоятельно при условии, что его регулярно навещает социальный работник. Например, в Финляндии такой поддержкой в основном занимаются некоммерческие организации (НКО).

Сейчас эта практика приходит и в другие страны, в том числе в Россию.

Еще один вариант социальной помощи — поддерживаемое трудоустройство. Инвалидность не всегда связана с полной потерей способности учиться или работать.

Человек с тяжелым или хроническим психическим расстройством, вовлеченный в трудовой процесс, одновременно тренирует социальные навыки и испытывает чувство собственной нужности, включенности в общество, важное для благополучия любого человека.

В России уже есть первые попытки вводить такое трудоустройство, но до широкой практики еще далеко.

В целом, помощь людям с инвалидностью должна охватывать разные стороны жизни и при этом подстраиваться под индивидуальные потребности. Этого можно добиться с помощью государственной программы, разные части которой выполняют разные НКО, специализирующиеся на отдельных узких задачах.

Для этого нужны не только деньги и подготовленные специалисты, но еще два фактора: воля государства к подобным изменениям и готовность общества видеть людей с инвалидностью частью своей привычной среды. 

Отдельная проблема — люди с нарушениями психики и работы центральной нервной системы, не способные даже на минимальный уход за собой. В России нет точной статистики по этой группе, но, вероятнее всего, речь идет о сотнях и тысячах человек по всей стране.

Таким людям нужен постоянный профессиональный уход, и обеспечить его на дому практически невозможно. Как правило, рано или поздно они оказываются в психоневрологических интернатах (ПНИ) — местах с дурной славой.

Было бы странно вовсе закрыть ПНИ, не имея альтернативы — но реформировать их в сторону большей гуманности необходимо. 

Могут ли люди с ментальной инвалидностью вступать в брак и воспитывать детей?

Люди с инвалидностью по психическому расстройству заводят отношения, вступают в брак и заводят детей. Это делают не все, и причина здесь не только в самой болезни, но и в ее стигматизации. 

Любые запреты на основании социального статуса — дискриминация. Сама по себе инвалидность и невозможность работать не означает, что человек должен быть лишен жизни в обществе и шанса завести семью. Здоровье и успех в семейных отношениях не связаны напрямую. В конце концов, есть масса здоровых и трудоспособных людей, которые не справляются с воспитанием своих детей и даже вредят им. 

Человек с инвалидностью не перестает быть человеком. Даже если нам кажется смешным или нелепым, что такие люди тоже хотят отношений и секса, такая реакция характеризует скорее нас, чем людей с инвалидностью. 

Люди с тяжелыми психическими расстройствами имеют право заниматься сексом, как и все остальные, если они этого хотят. Секс — важный источник положительных эмоций и способ укрепления отношений, для людей с инвалидностью в том числе.

Отдельную роль играет сексуальное образование для детей и подростков с ментальными проблемами. Речь идет не только о навыках использования контрацепции, но в большей степени об изучении своего тела и правилах сексуальной безопасности. Ребенок или подросток с умственной отсталостью может легко стать жертвой сексуальных преступлений, и обучение поможет уменьшить риск.

Инклюзивное образование для людей с ментальной инвалидностью — это хорошо? А умственно сохранные дети не пострадают?

Залог успеха инклюзивного образования — в принятии отличающегося ученика или студента группой и преподавателями. Без этого образование не принесет пользы и даже может навредить.

Родители других детей могут опасаться, что ребенок с особенностями будет перетягивать на себя все внимание учителей или нарушать дисциплину в классе — и это скажется на успеваемости всех остальных. На это есть два ответа.

Во-первых, нарушать дисциплину и мешать остальным может и психически здоровый ученик. Во-вторых, инклюзивное образование требует хорошей подготовки не только педагогов и класса, но и самого ребенка. Не каждый ребенок с психическим расстройством может учиться в обычной школе. Для таких детей разработаны специальные программы обучения, в том числе индивидуального и надомного.

Зато, если инклюзивное образование правильно организовано, ученики такого класса получают уникальный социальный опыт, улучшают навыки коммуникации и эмоционального реагирования. Ведь учеба — источник не только знаний, но и социальных навыков, и сложно сказать, что важнее.

Польза для учеников с ментальными расстройствами также очевидна — они получают образование с хорошими перспективами и оказываются лучше подготовлены к жизни в обществе. 

Ментальная инвалидность означает полную недееспособность?

Нет, не означает. Недееспособность — юридическая категория, означающая неспособность человека руководить своими действиями или понимать их значение. Она требует доказательства в специальном порядке — через судебное заседание и судебно-психиатрическую экспертизу. 

Сама по себе инвалидность по психическому расстройству, даже первой группы, не означает автоматического лишения дееспособности. И не всякого человека с инвалидностью по психическому расстройству можно лишить дееспособности.

Почему вообще это случается с людьми?

Как мы уже говорили, психические расстройства не всегда приводят к инвалидности. Как правило, причиной инвалидности становятся болезни хронического характера, которые приводят к необратимым изменениям в структуре и работе головного мозга. 

Например, с частью симптомов шизофрении — галлюцинациями и бредом — можно справиться с помощью лекарств.

Но на другие симптомы — специфические нарушения мышления и утрату побуждений и яркости эмоций — нейролептики действуют слабо или не действуют вообще.

Причиной инвалидности при шизофрении часто становятся проблемы с выполнением обычных трудовых задач и нарушение целенаправленной деятельности.

Деменция при болезни Альцгеймера и сосудистая деменция вызывают проблемы с памятью и потерю навыков самообслуживания. Из-за этого пожилому человеку требуется постоянная помощь и может быть присвоена инвалидность.

Международная классификация болезней () выделяет также группу психических расстройств, при которых не происходит нормального развития головного мозга.

Их причиной могут быть травмы, заболевания нервной системы (эпилепсия), метаболические нарушения (фенилкетонурия), хромосомные нарушения (синдром Дауна) и многое другое.

Пациенты с такими расстройствами часто имеют сложности с освоением знаний и навыков, нужных для самостоятельной жизни и работы. Это тоже становится причиной для установления инвалидности, как правило с детства.

Существует мнение, что при БАР и депрессии инвалидность не дают, но это не так. Тяжелая степень БАР или часто повторяющиеся депрессивные эпизоды могут лишить человека возможности работать, а это уже основание для получения инвалидности.

Люди с ментальной инвалидностью опасны? 

Нет исследований, которые бы подтвердили, что люди с инвалидностью по психическому расстройству опаснее, чем люди без нее.

При этом исследования показывают, что пациенты, страдающие психическими расстройствами, чаще становятся жертвами преступлений, чем преступниками.

Пациенты с ментальными расстройствами и те из них, кто получил инвалидность, — это уязвимая социальная группа, которой нужны защита и поддержка общества, а не дополнительный контроль силовых структур.

Как предложить помощь человеку с ментальной инвалидностью или его близкому, чтобы она не была навязчивой и не ставила под сомнение их возможности?

Как и при общении с другими людьми, важно показать свою готовность помочь. Не всем людям с психическим расстройством и инвалидностью нужна постоянная помощь. Многие из них справляются с повседневными делами, но нуждаются в помощи в более сложных задачах — как и здоровые люди. Достаточно будет четко обозначить свою готовность прийти на помощь, если эта помощь понадобится. 

То же самое справедливо и для родственников. Если вы видите, что человек, занятый уходом за родственником, истощен или просто устал, достаточно сказать: «Выглядишь уставшим. Если нужна помощь, я рядом». Для многих людей, занятых подобным уходом, мысль о посторонней помощи может показаться унизительной и вызывать чувство стыда. Это надо помнить.

Фонд «Жизненный путь» помогает людям с особенностями развития. Если вы хотите его поддержать, это можно сделать, оформив регулярное или разовое пожертвование здесь

Виктор Лебедев, «Дело Пинеля»

Источник: https://meduza.io/feature/2019/11/20/chto-takoe-mentalnaya-invalidnost-kak-obschatsya-s-takimi-lyudmi-i-opasny-li-oni-stydnye-voprosy-o-psihicheskih-rasstroystvah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.