Что такое ирония

Содержание

Что такое ирония и как научиться быть ироничным?

Что такое ирония

Появилась она в Древней Греции и интерпретировалась как «обман с помощью слов». Без нее трудно представить себе простое общение, литературу, философию, народную культуру. С ее помощью можно о чем-то скрыто намекнуть и донести истину. Что такое ирония – тема этой статьи.

Ирония – что это?

Это тонкая, скрытая насмешка. Тем, кто интересуется, что значит ирония, стоит ответить, что ее целью является противопоставление настоящему смыслу слов их буквальному смыслу.

То есть человек будет иронизировать, называя храбрецом труса или дурака умным. Насмешка играла важную роль в народной юмористической культуре, сатирических жанрах литературы и античной комедии.

Многие владеют этим ораторским приемом, чтобы о чем-то скрыто намекнуть.

Ирония – психология

Такое ехидство создает впечатление, что предмет обсуждения не такой, каким он предстает. Спрашивающим, что означает ирония, можно ответить, что она является признаком тонкого ума, величия души и изящества, но по сути это защитный механизм.

Ее смысл скрыт под оболочкой отрицательного выражения значения сказанного.

Она всегда отрицает установку и не укореняется ни в одной позиции: иронизируя над одним предметом, который задевает или «достает», человек рикошетом затрагивает его противоположность.

Ирония в философии

В качестве жизненной позиции, диалектического инструмента философского рассуждения насмешка приобретает особое значение в конце 18 – начале 19 веков. Опираясь на опыт Сократа, который понятие ирония использовал при спорах с софистами, и немецких романтиков Шлегеля и Мюллера, деятели того времени рассматривали ее так:

  1. Зольгер считал ее сущностью искусства.
  2. А.Ф. Лосев использовал ее как выразительный прием, противопоставляемый выражаемой идее.
  3. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие иронии истории, которая явилась следствием того, что сделавшие революцию люди разочаровались в этом и поняли, что она совсем не похожа на то, к чему они стремились.

Виды иронии

  1. Прямая. Она преследует цель принизить и придать описываемому явлению негативный или смешной характер.
  2. Антиирония. Ирония и ее виды включают антииронию. Это противоположное значение прямой насмешки.

    Ведь что такое ирония – это способ продемонстрировать объект недооцененным.

  3. Самоирония. Насмешка, объектом которой выступает собственная персона.

    При этом ее подтекст может иметь положительный смысл, когда профессионал говорит о себе как о некчемном работнике.

Чем отличается ирония от сарказма?

Первая является тонким инструментом комического. Ирония как средство выразительности по сути является шуткой, противопоставляющей буквальный смысл слов истинному значению.

Она вызывает смех и ничего более. Отличие иронии от сарказма состоит в том, что второй не вызывает улыбки. Он применяется для жесткой критики и оценки нравственных качеств объекта.

Сарказм призывает к общественному порицанию и осуждению.

Вот характерные отличия:

  1. Ирония скрыто и завуалированно оценивает объект речи. Сарказм обличает с минимальной долей иносказания.
  2. Ироническое высказывание всегда имеет позитивную форму, в отличие от завуалированной насмешки, к которой и сводится смысл. Сарказм прямо указывает на предмет уничижительной критики.
  3. Ирония как вид комического применяется в юмористических жанрах и устной образной речи.
  4. Сарказм является признаком острой сатиры. Его применяют ораторы в своих обличительных выступлениях и писатели публицистических текстов, имеющих общественно-политическое содержание.

Чем отличается сатира от иронии?

Первая – это вид комического в искусстве. От юмора и иронии она отличается резкостью обличения. Ее сила зависит от того, какую социальную значимость имеет занимаемая сатириком позиция и какой эффективностью обладают комические средства – сарказм, гипербола, аллегория, гротеск, пародия. Как жанр возникла в римской литературе, а после охватила другие виды искусства:

  • кино;
  • эстраду;
  • телевидение;
  • литературу (комедия);
  • ИЗО (шарж, карикатура);
  • публицистику (фельетон) и др.

Отличие сатиры от иронии состоит в том, что она ведет борьбу с комически изображаемым объектом. Для нее характерна активность, волевая направленность и целеустремленность. В сатире смех всегда соседствует с негодованием и возмущением. Очень часто они выходят на первый план, оттесняя смешное. К авторам, пишущим в сатирическом жанре относят:

  1. Салтыкова-Щедрина.
  2. Свифта.
  3. Вальтера.
  4. Бомарше и др.

Как научиться иронии?

Умение умело жонглировать словами может пригодиться в жизни. Ведь ирония нужна для того, чтобы культурно «бодаться рогами» и не указывать на недостатки человека прямо, а тонко играя словами сохранить его и свое достоинство. При этом очень важно учитывать возраст аудитории, пол, менталитет, культурные традиции. Изящно играть словами можно научиться, если:

  1. Много читать, воспитывая в себе эстетический вкус. Выбирать для этого отечественную и зарубежную классику, которая поможет развить речь и мышление.
  2. Задающимся вопросом, как научиться сарказму и иронии, можно посоветовать учиться во всем видеть контраст. Необходимо говорить противоположное тому, что подразумевается. Высшая степень иронии – использование гиперболы, то есть преувеличения. Слово «качественный» заменить на «ширпотреб».
  3. Запоминать устойчивые выражения и вворачивать их в свою речь: «золотые руки», «семь пядей во лбу» и т.д.
Внутриличностный конфликт и способы его разрешения Внутриличностный конфликт является проблемой внутри психического мира человека и представляет собой столкновение противоположно направленных мотивов. Он имеют как позитивные, так и негативные результаты. Среди последних – возможность возникновения невроза. Что такое милосердие и что нужно делать чтобы стать милосердным? Что такое милосердие, почему так легко черствеет душа, видя чужие проблемы? Отворачивая лицо от нуждающегося, человек боится увидеть боль ближнего или отвергает мысль, а завтра он может сам оказаться в затруднительном положении.
Что такое душевные силы и знаменитые люди, наделенные огромной силой духа Что такое душевные силы и где их черпать, если все в жизни вызывает огромное чувство усталости и апатии, невозможности продвинуться в своей деятельности дальше? Как восстановить равновесие и снова почувствовать свою душу наполненной? В наше время – это важные актуальные вопросы. Катарсис – что это такое в философии и психологии? Что такое катарсис – вопрос, интересующий многих. Это распространенное понятие, которое представляет собой групповой или индивидуальный процесс, который приводит к освобождению импульсов и психической энергии, что позволяет избавиться от внутриличностных конфликтов.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-ironiya-i-kak-nauchitsya-byt-ironichnym

Ирония — разбираемся с определением

Что такое ирония

Ирония — это слово или выражение со скрытой насмешкой. В иронии истинное значение скрыто или противоречит тому, что произносится.

Скрытая насмешка была широко распространена в народном юморе, сатирических произведениях, а также комедиях античности. Многие люди применяют иронию в своей речи, чтобы тонко намекнуть на скрытый смысл.

Тонкая ирония — это признак острого ума, изящества речи, даже красноречия. Если человек подставил другого, ему говорят: » Ну, ты и удружил меня!». Понять смысл ироничного выражения в устной речи можно по интонации.

А вот в письменной речи для выделения переносного смысла ставят кавычки. Помогает создать образную и выразительную речь на основе контрастного сравнивания предметов.

Может выражать насмешку или абсолютное несогласие.

 Понять смысл иронического выражения можно только в полном контексте предложения, а иногда и целого текста. Применяется во всех литературных жанрах, но чаще всего в сатирических.

Справка! Сам термин иронии пришел в русский язык из греческого и в переводе означает «притворство». Считается, что первым мастером ироничных высказывания был мыслитель Сократ.

Сарказм — это тоже насмешка, но уже с ноткой язвительности. Содержит в себе негативную окраску и указывает на недостаток человека. Одна из характерных особенностей сарказма — резкое изобличение. В отличие от иронии, в сарказме можно найти негодование и ненависть, причем в высшей степени их проявления.

Отличительные черты иронии и сарказма:

  1. Иронические высказывания дают оценку чему-либо более скрыто, завуалированно. В сарказме же доля иносказания намного меньше.
  2. Ирония несет в себе положительный смысл. Сарказм отличается уничижительной критикой.
  3. Иронические высказывания применяются для придания речи образности, в то время как у сарказма главная функция — резко высмеять недостатки чего-либо.
  4. Сарказм — часть острой сатиры. Этот прием используют во время обличительных выступлений либо в публицистических статьях с общественно-политическим подтекстом.

 Постирония

Термином постирония называют состояние, при котором невозможно отличить искренность и иронию. Постирония предполагает невозможность понимания, иронизирует автор или же говорит правду.

Задача оратора — не дать публике понять. что перед ней: выражение с подтекстом издевки, шутка с двойным дном или же истинная правда. К постиронии часто обращаются те, кто претендует на сложный интеллектуальный юмор. Такой прием позволяет придать шутке дополнительный смысл и в то же время заставляет задуматься о серьезных вещах.

Многие связывают термин «постирония» с понятием «новая искренность». Это можно объяснить так: если человек не может сообщить о важном с серьезным видом, это можно сделать в шуточной форме. Такой прием дает возможность сказать пафосные либо же наивные вещи и при этом не подвергнуться осмеянию публики. Оратор всегда подстрахован — он всегда может сделать вид, что пошутил.

Прямая

Это самый распространенный способ насмешки, который позволяет принизить и дать отрицательную либо же смешную оценку человеку, предмету или событию. Когда человека желают «уколоть» за то, что он испугался, ему говорят: «Ты настоящий храбрец!»

Антиирония

В этом случае у оратора немного другая задача: не высмеять человека, а обратить внимание на то, что его недооценивают. Отлично демонстрируется антиирония в словах Михаила Жванецкого: «Врачи сделали все возможное, но пациент выжил».

Самоирония

Это насмешливое выражение, направленное на самого себя. Чаще всего в таких высказываниях отрицательные слова несут в себе противоположный подтекст (положительный смысл). Понять смысл самоиронии можно на выражении: «Куда уж нам, дуракам, понимать такие высокие материи». Здесь явно выражается несогласие говорящего с происходящим или опп.

Ирония в литературе

Поэты и писатели в своих произведениях часто использовали этот художественный прием. Он позволял им более четко и выразительно описать характер людей, отношение к происходящему.

  • Так, Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» с особой меткостью описывал характер своих героев с помощью иронии. Вот что он пишет о полицмейстере-взяточнике: «Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.»
  • Чаще всего иронические выражения встречаются в баснях, ведь этот жанр предполагает насмешку и легкую издевку над героями. Возьмем для анализа басни И. А. Крылова: «Ты все пела? Это — дело!» Эти слова говорит муравей стрекозу, когда та пришла к нему за помощью. Ирония помогает ярко высмеять поведение стрекозы, которая «лето красное пропела». «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» — так говорит лиса о повстречавшемся ей осле в басне.
  • А. С. Пушкин также не пренебрегал иронией в своем «Евгение Онегине». «Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы.» — вот с такой насмешкой описал поэт Санкт-Петербург.
  • Михали Булгаков мастерски создавал не просто иронические выражения, но целые ситуации. Это демонстрируется в диалоге Воланда и Берлиоза перед тем, как последнему отрежут голову.

Языковые средства выразительности на видео.

Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/ironiya

Постирония и метаирония: что это, и зачем они нужны

Что такое ирония

XX век стал временем переосмысления и постоянной деконструкции, тогда же стала актуальной приставка “пост-“, то есть “после”. И если постмодернизм – это ответ на модернизм, то постирония – ответ на абсурдность происходящего.

В последние несколько лет, особенно на пространстве русскоязычного интернета, термин “постирония” снова стал популярным и вошел в обиход.

Возникла путаница значений, добавилась метаирония, и выражения “пост-пост”, “мета-мета” стали скорее вызывать вопросы, чем отвечать на вызовы общества. Разберемся, что к чему.

Постмодернизм

Прежде чем рассматривать “постиронию”, нужно разобраться с термином “постмодерн”. Это слово применяют ко всему подряд: к архитектуре, литературе, кино, философии, политике. В общем смысле “постмодернизм” – это состояние общества, которое выражается во всех культурных, социальных, научных и других сферах жизни.

Основной мотив сути – это ответ на прошедшее (то бишь на модернизм). Исторически движение зародилось в середине XX века, после ужасов двух мировых войн, диктаторских режимов и геноцидов. Гуманизм, вера в науку и прочие аспекты “модернизма” были дискредитированы, появилась необходимость в альтернативе.

Люди отказались от так называемых “метанарративов”. Этим словом французский философ Жан-Франсуа Лиотар называл “объяснительные системы”: науку, историю, психологию, искусство – иными словами, любое знание.

Наряду с этим началась активная пропаганда релятивизма – идеи об относительности и условности всего окружающего. Так, например, ключевые моральные принципы (не убивай, не прелюбодействуй, не кради и т.д.) стали относительными понятиями. Как и понимание объективности реальности.

Критике подверглись такие ценности, как правда, человеческая природа, способность к познанию. Скептицизм и ироничность – новая основа восприятия окружающего.

Ирония – постирония

Ирония существует ещё со времен античной драмы. Но использовалась она всегда для обесценивания идеи, где ирония функционировала на уровне реакции. Она вполне очевидна и прямолинейна. В свою очередь постирония дает всей этой механике необходимую глубину.

Под “постиронией” понимается состояние, когда становится сложно отличить искренность от иронии. Если ирония глумится, то постирония глумится над иронией и изначальным объектом иронии. Стирается грань и начинается тот самый постмодернистский “цинизм”, критическое сомнение во всём, без возможности окончательно определить правду.

Потому что в настоящей постиронии понимание правды разрушает саму суть понятия.

Особое положение постирония занимает в русскоязычном интернете. Многие считают, что пост-юмор родился в пабликах в , где юмор граничил с абсурдом и стирал грани “нормального”.

Но объективно переломным моментом можно считать рэп-баттл между Оксимироном и Гнойным в 2017 году. Из-за невиданной популярности (44.388.944 просмотров) речи участников стали достоянием общественности.

Гнойный (Слава КПСС) и его сообщество “Антихайп” используют постиронию как основу своей философии. Даже свой рэп они называют “рэпом постмодерна”. В качестве примера можно рассмотреть песню про вейп, где серьезные рэперы под тяжелый бит читают про вейп и селфи-палки.

И после баттла количество запросов по слову “постирония” в Google увеличилось в несколько раз. Сюрреалистичность этого факта лишний раз доказывает, что всё это – постирония.

Метаирония

Постмодернизм (как и постирония) не может существовать сам по себе. Необходима реакция, так называемый пост-постмодернизм или метамодернизм. Впрочем, и здесь ещё нет общего соглашения. Тем не менее, это не мешает людям добавлять дополнительных слоев поверх постиронии, создавая так называемый “мета-юмор”. Всё это становится слишком сложным и запутанным – проще рассмотреть на примере.

Возьмем фразу “Я дурак”. Допустим, что это факт – “Я действительно дурак”. Ирония – “Я не дурак и иронизирую над тем, что я дурак”. Постирония – “Непонятно, действительно ли я дурак, или это ирония”. Метаирония – “Я говорю, что я дурак, абсолютно открыто, но люди думают, что это ирония”. Уровень “мета” подрывает всю структуру и находится на ступени между модернизмом и постмодернизмом.

Собственно, насколько все эти многоуровневые сложные измышления нужны? Возможно, это акт интеллектуального самолюбия. С другой стороны, сложность и многоуровневый юмор развивают фантазию. Но мета-мета и пост-пост – символы современности, в частности “десятых” годов. Во всём можно усмотреть двойное (тройное) дно. Disney снимает ремейки, играя на ностальгии зрителей.

Он хочет угодить нам или просто сделать быстрые деньги? Люди выступают за социальную справедливость. Им правда хочется помочь другим или чувствовать себя лучше? Эти “слои” создают помехи восприятия, всё становится размытым и непонятным. И, возможно, “пост” и “мета” – инструменты, которые помогут весь этот бардак структурировать. При условии, что это – не ирония.

Источник: https://www.buro247.kz/lifestyle/news/chto-za-postironiya.html

Ирония — что это, примеры и разница между сарказмом и иронией

Что такое ирония

Ирония (от др. греч. eironea/ειρωνεια (притворство)) — это тонкое издевательство или насмешка, произносится как противоположность того, что человек имеет в виду; обычно используется для юмористического или выразительного эффекта.

Синонимы слова ирония: насмешка, ироничность, притворство, осмеяние.

Примеры иронии

Часто используемые в повседневной жизни ироничные фразы:

Он слишком “умный”. Ну ты молодец! Всю жизнь об этом мечтал.

Разница между иронический и ироничный

Иронический — насмешливый, ехидный, содержащий в себе иронию как стилистический приём (т. е. используется в оборотах терминологического типа).

Например: ироническая строфа, ироническое употребление слов.

Ироничный — что-то, что имеет элементы иронии, использующейся с целью насмешки.

Например: ироничный взгляд, ироничная кличка, ироничный тон письма, ироничный намёк.

Однако если имеется в виду значение “заключающий в себе насмешку”, то они являются синонимами.

Например: ироническое/ироничное замечание, ироническая/ироничная улыбка. В словарях их часто ставят как синонимы.

Разница между сарказмом и иронией

Оба являются художественными тропами, которые автор использует, чтобы внести скрытый сатирический смысл.

Сарказм — это злая шутка, которая показывает негативную оценку объекту насмешки, жестокое и язвительное высмеивание.

Ирония заключается в тонкой, но острой шутке, это литературный инструмент с комическим содержанием, с намерением вызвать смех.

В сарказме же объект критики осуждается; говорящий нравственно оценивает объект, показывает своё неприятие, а не смешит.

Ирония в литературе может показать мнение автора о нелепости ситуации, понизить пафосность персонажа и т. д.

А сарказм автор использует для жёсткой критики, для подчёркивания каких-либо негативных личных человеческих характеристик или ситуаций и таким образом вызывает у читателя осуждение.

Типы иронии

На протяжении многих десятилетий разные авторы в разных странах мира пытаются разделить иронию на разные типы и представить их обществу. Здесь мы представляем одну из этих версий.

Вербальная ирония

Использованные слова означают нечто отличное от того, что на самом деле говорит человек.

Пример: “Я жду не дождусь, чтобы прочитать этот отчёт на семьсот страниц”.

Вербальная ирония также делится на:

  • преувеличивание — когда человек что-то преувеличивает;
  • преуменьшение — когда человек что-то преуменьшает.

Драматическая ирония

Когда зрители знают о чём-то, о чём персонажи в действии не догадываются. Этот тип иронии популярен в искусстве (фильмах, книгах, стихах и пьесах).

Она проходит в три этапа:

Установка — зрители узнают о том, о чём персонаж не знает.

Разработка — использование этой информации для развития любопытства среди аудитории.

Развязка — события, которые происходят, когда персонаж наконец узнаёт правду.

Особая категория драматической иронии — трагическая ирония. Пример трагической иронии — когда персонаж заказывает отравленную еду, которая должна убить его (или её), и зрители уже знают, что персонажу суждено умереть от отравления.

Ситуационная ирония

Несоответствие между тем, что ожидается, и тем, что происходит на самом деле, т. е. происходит полная противоположность тому, что должно было произойти.

Примером можно назвать случай, когда кто-то покупает оружие, чтобы защитить себя, но в будущем оно используется ему во вред.

Ирония в литературе – понятие, виды и примеры

Что такое ирония

Определение иронии в литературе можно дать после знакомства с историей возникновения приема.

Он получил известность благодаря древним грекам, у которых слово «иронизировать» означало говорить неправду, насмехаться. Ирониками называли людей, которые обманывали с помощью слов.

Основателем направления считают философа Сократа. Он иронизировал во время споров с конкурентами, разоблачая их самодовольство и самомнение.

Ирония для древних мудрецов стала глотком свежего воздуха. Она помогла противостоять самовольству и ограниченности обыденного сознания личности, получила развитие в античных комедиях и литературе.

Во времена Средневековья прием использовали в народной смеховой культуре, причем люди смеялись над собой. В эпоху Возрождения иронию использовали в народной и праздничной культуре.

Не обходили ее вниманием королевские шуты, которым нравилось обсуждать пороки королей в завуалированной форме.

В период барокко иронисты научились сопоставлять несопоставимое, что было важно для дальнейшего развития направления. В XIX веке ирония с трудом выдержала натиск научно-технического прогресса. В литературе это выражалось вялостью и неестественностью, что стало следствием разрушения привычных основ и простых человеческих ценностей.

С момента появления ирония имеет большое психологическое и литературное значение. У Сократа это самодовлеющее отрицание («Я знаю только то, что ничего не знаю»).

У римских ораторов — вариант аллегории (иносказания), которую использовали в дальнейшем мастера эпохи Возрождения (Эразм Роттердамский) и Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Дж. Свифт). В наше время ирония в литературе передается через речь персонажей или автора.

Она придает произведению ироничную окраску, но тема обсуждения получает не снисходительное одобрение, а неприятие.

Итак, ирония в литературе — сатирический прием, с помощью которого писатель дает оценку высмеиваемому предмету. Это одна из форм отрицания, отличительным признаком которой выступает двойной смысл.

Истина заключается не в высказывании, а в противоположном ему значении. Нередко осмеивается не только сущность объекта, но и его отдельные черты и особенности.

В первом случае это имеет уничтожающее значение, а во втором — корректирующее, совершенствующее.

Способы выражения в тексте

Выразить иронию в текстах помогают лингвистические и стилистические средства (постоянные эпитеты, архаизмы, сказовые формы повествования). Часто используются морфологические и синтаксические средства. Например, выразить иронию помогают синонимы и паронимы к словам, уменьшительно-ласкательные суффиксы — «голубчик», «работнички».

Художественные произведения, где представлено межличностное общение автора и публики, дополнены ремарками, кавычками, цитациями, курсивом. Выражать иронию могут и метафоры — выражения, передаваемые в переносном значении на основе сходства с каким-либо соотношением предметов, явлений. Распространены следующие типы выражения иронии:

  • аллегория — иносказание, которое передает под маской поверхностного содержания глубокий смысл;
  • эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, богатая ироничными намеками;
  • аллюзия — употребление слова, цитаты или фразы в качестве намека на общеизвестный факт (хорошо там, где мы есть);
  • притча — назидательный рассказ в иносказательной форме;
  • цитация — смешение признаков косвенной и прямой речи;
  • перифраз — непрямое описание объекта путем выделения его определенного качества (ночное солнце — луна, голубая планета — Земля).

Отличие от сарказма

Ирония — это тонкая, скрытая насмешка в литературе, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. Сарказм — тоже насмешка, однако между этими понятиями есть разница.

Цель сарказма — обидеть, унизить, причинить человеку боль. Он несет негатив и злость, подчеркивает превосходство над окружающими. С язвительным сарказмом следует быть осторожным при написании текстов или эссе.

Лучше использовать легкую иронию и добрый юмор. Они конструктивны и мотивируют на успех.

Распознать сарказм можно по таким признакам, как язвительность и некоторая доля беспощадности. Людей, которые используют сарказм и иронию в повседневной жизни и переносят свои мысли на бумагу, не так много. Умение тонко высмеивать людские пороки и разные события — признак неординарного ума.

Примеры из литературных источников:

  • ирония — «А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!» («12 Стульев», И. Ильф и Е. Петров);
  • ирония — «О! Пролетарий умственного труда! Работник метлы!» («12 Стульев», И. Ильф и Е. Петров);
  • сарказм — «Все мы сделаны из одного теста, причем довольно низкого качества» (Марк Твен);
  • сарказм — «Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим» (В.И. Ленин).

Основные виды и формы

В зависимости от контекста выделяют такие виды иронии: прикрытая и открытая. Прикрытую характеризует преобладание разума над чувствами.

Она осмотрительна, придерживается узкого контекста и понятна немногим читателям. В произведениях с открытой иронией над разумом преобладают чувства.

Здесь писатель не скрывает своей оценки, подвергает сомнению возможность исправления недостатков высмеиваемого объекта, иногда использует сарказм.

В литературе рассматривают следующие формы иронии:

  • Прямая. Способ придать отрицательный характер рассматриваемой ситуации.
  • Самоирония. Направлена на собственную персону в противоположном аспекте («Где уж, нам, дуракам, чай пить?»).
  • Антиирония. В противовес прямой форме представляет объект иронии недооцененным.
  • Постирония. Термин, используемый в ситуации, когда искренность может практически не отличаться от иронии
  • Сократова ирония. Одна из форм самоиронии, раскрытие первоначального мнения оппонента его же устами. Истина рождается в философском споре с самодовольным человеком. Путаясь с каверзных и вопросах философа, он теряет спесь. Философ при этом получает удовольствие, незлобиво и добродушно посмеивается над собеседником.
  • Ироническое мировоззрение. Состояние, при котором не принимаются на веру расхожие утверждения, стереотипы, игнорируются общепринятые ценности.

В русской литературе

Ирония используется там, где требуется изобразить персонажи и явления в юмористических или сатирических тонах. Особенно много узнать о ней можно при изучении русских литературных произведений XIX — начала XX века (стихи, басни, проза). Наглядные примеры:

  • осуждая неприятное светское общество, поэт А. С. Пушкин называет его «цветом столицы»;
  • в произведении «Мертвые души» его автор (Н.В. Гоголь) называет подлых героев притворно хвалебными словами («самый благопристойный человек» — о Чичикове);
  • в баснях И. А. Крылов высмеивает человеческие пороки, насмехается над действующими лицами («Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила);
  • писатель А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» называет Петра Трофимова «вечным студентом» за ограниченность, несерьезность, неспособность устроиться в жизни.

Нередко ирония выполняет композиционную функцию, демонстрируя нелепость происходящего. Примеры — сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, проза М. А. Булгакова, лирика В. В. Маяковского.

У зарубежных писателей нового времени

У авторов Нового времени (Ф. Кеведо, М, Сервантес) ирония была исходной позицией повествования, что на рубеже XVIII — XIX веков привело к формированию романтической иронии.

Это направление противопоставляет реальному миру гибкий идеал — поэтический вымысел, в котором проигнорированы реальные события и связи.

Оно является основой для творчества романтиков, которые воплощали свои литературные фантазии без ограничений.

Например, в пьесе Л. Тика «Кот в сапогах» сказочный сюжет изложен в необычной форме. Вначале открывается занавес, и публика видит таких же, как она сама, зрителей, ожидающих начала спектакля. В ожидании идут разговоры о будущем представлении, затем выходит директор театра. После всего открывается второй занавес, и начинается действо.

Романтическую иронию неоднократно подвергали критике. Например, датский философ С. Кьеркегор трактовал ее с точки зрения отношения к личности и миру. Его критический взгляд поддержали экзистенциалисты (О.Ф. Больнов, К. Ясперс), которые отрицали любые истины, кроме субъективных знаний о жизни.

Новейшее время

В XX веке ирония приобретает форму авторской отстраненности от повествуемого. Это достигается за счет введения фигуры рассказчика и прослеживается в новеллах Т.

Манна, романе Бёлля «Групповой портрет с дамой». Такой прием позволяет читателю получить истинное суждение о ходе событий. В настоящее время широкое распространение получили иронические детективы и поэзия.

Они связаны с юмором, сатирой и хорошим настроением.

С лета 2017 года в Рунете в моде постирония. Ее описывают как «шутку настолько несмешную, что становится смешно». Использование подобного вида не всегда уместно. Им обозначают картинки мемы, плохой юмор, попытки в шуточной манере обсуждать серьезные дела.

Примеры из произведений

В своих произведениях писатели иронисты тонко и тактично насмехаются над персонажами и несуразными ситуациями. Они делают это естественно и легко, что дарит удовольствие от чтения и вызывает улыбку. Ирония (примеры из литературы):

  • в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» отмечено, что Осел у Льва «за мудреца слыл»;
  • в рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» фраза: «Всех победил, каков Геракл»;
  • в драматическом романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» слова Воланда: «Свежесть бывает только первая, она же последняя»;
  • из записных книжек И. А. Ильфа: «Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты»;
  • стих В. В. Маяковского «Нате!» (одно из четверостиший: «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей», где показана жизнь и судьба чужих, бездуховных обывателей с низменными инстинктами).

Способ научиться писать иронично

Люди, которые обладают острым умом и тонким чутьем, легко приспосабливаются к миру и быстро завоевывают симпатии окружающих. Если этого дара нет, можно научиться иронизировать и даже попробовать самостоятельно написать юмористическое произведение. В этом помогут три важных правила:

  1. Много читать, воспитывать эстетический вкус. Хорошие книги позволят отличить тонкий юмор, разовьют вкус, речь и мышление.
  2. Учиться видеть контрасты во всем. Лучший способ отточить мастерство иронии — говорить противоположное тому, что подразумевается. Слова-гиперболы (преувеличения) усилят эффект. Например, «хорошо» можно заменить на «супер-пупер».
  3. Более сложная задача — умение использовать полярно противоположные выражения. Например, уместно сказать о неумном человеке «семи пядей во лбу».

Применяя тропы, следует учитывать культурные традиции и менталитет страны, возраст и пол читательской аудитории. То, что смешно для одних, у других может вызвать скуку, недоумение и даже обиду.

Например, одни люди с удовольствием воспринимают шутки в стиле КВН и «Камеди Клаб». Другие приходят в восторг от тонкого юмора, наподобие того, что представлен в произведениях классиков.

Источник: https://nauka.club/literatura/ironiya.html

Ирония

Что такое ирония

Ирония это осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии—двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония.

Осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны; в этих двух случаях характер иронии — объем отрицания, выраженный в ней, неодинаков: в первом она имеет значение уничтожающее, во втором — корректирующее, совершенствующее. Ирония появляется в начале 5 века до н.э.

в древнегреческой комедии, где в числе действующих лиц выступает «ироник» — обыватель-притворщик, нарочито подчеркивающий свою скромность и незначительность. В эпоху эллинизма ирония оформляется как риторическая фигура, усиливающая высказывание намеренным его переакцентированием.

В той же функции ирония переходит к римским риторам и становится одним из вариантов аллегории, который в дальнейшем используют гуманисты Возрождения (Госпожа Глупость у Эразма Роттердамского), авторы эпохи Просвещения (Дж.Свифт, Вольтер, Д.Дидро).

Сохранившись до настоящего времени в качестве стилистического средства, ирония передается через речь автора или персонажей, придавая изображению комическую окраску, означающую, в отличие от юмора, не снисходительное одобрение к предмету разговора, а неприятие его. Превращение иронии в философскую категорию связывают с именем Сократа.

Хотя сам Сократ не пользовался таким понятием, оно стало определением его критической манеры со времен Платона. Сократовская ирония состоит в отрицании как реальной, объективной истины, так и субъективного представления о последней; согласно иронии такого рода, единственная истина — это самодовлеющее отрицание, о чем свидетельствует, в частности, знаменитое изречение философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Принцип иронии Сократа, утверждающий оспоримость и диалектичность абсолютного, был частично поддержан Аристотелем.

Ирония у писателей нового времени

У писателей Нового времени (М.Сервантес, Ф.Кеведо или Л.Стерн) ирония служит исходной позицией повествования, что предваряет тот философско-эстетический смысл, какой придает ей литература романтизма, обратившаяся к назревшей на рубеже 18-19 веков антитезе «человек — мир».

В немецкой романтической эстетике оформился особый тип романтической иронии, которая фиксирует постоянное движение мысли, беспредельность духовного начала, содержащего в себе идеальное как вечную мысль, не имеющую конечной обозначенности. Романтическая ирония противопоставляет объективному миру гибкий подвижный идеал — поэтический вымысел, т.е.

игнорирование художником, создателем произведения, реальных явлений и связей: воплощенное совершенное всегда может быть игнорировано более совершенным вымышленным. Таким образом, романтическая ирония становится основополагающим художественным принципом, отличающим творчество романтиков. Как синонимы к термину «романтическая ирония» Ф.

Шлегель, который его ввел («Критические фрагменты»), употреблял слова «произвол» и «трансцендентальная буффонада», означающие свободную игру творческой фантазии вокруг всех и всяких жизненных проблем и противоречий. Такая форма субъективного отрицания явилась реакцией на идеологию меркантильного рационализма, дискредитировавшего человеческую индивидуальность.

Эта суть романтической иронии трансформирована у немецких романтиков второго поколения, для которых уже очерчивалась зависимость духовного начала от действительности: в их произведениях ирония относится не только к миру внешнему, но и к противопоставляемому ему внутреннему, субъективному.

Сам романтический подход к жизни оказывается иронизирован — романтическая ирония естественно приходит к самоотрицанию. В эту пору кризиса романтического сознания Шлегель говорил об иронии уже только как о манере мышления, а не как об исходной позиции творчества. В новых исторических условиях, в учении К.В.Ф.

Зольгера («Эрвин», 1815) ирония представляет собой признание нисхождения идеала, преломления его в реальности, взаимосвязь и взаимовлияние этих двух противоборствующих начал. В этом направлении развивается понятие иронии в философии Гегеля, вскрывающей диалектичность возвышенного и низменного, единство всеобщего идеального с частным материальным.

Гегель подвергает критике романтическую иронию, усматривая в ней выражение страха перед закономерностями реального бытия и неверный творческий принцип, исключающий правдоподобие произведения. Гегель находит иронию в факте диалектики всякого развития, и прежде всего исторического.

В реализме 19 века, как и в литературе доромантического периода в целом, ирония не имела статуса нормы эстетического сознания, т.к. на этих этапах субъективное мировидение было намного слабее, чем в романтизме.

Здесь ирония нередко сливалась с сатирой — чего совершенно не предполагала романтическая ирония, превращалась в сарказм, становясь средством разоблачения и обличения общественного устройства или отдельных сторон жизни. С.Кьеркегор критиковал романтическую иронию за составляющую ее «игру», но в то же время шел, как и за Сократом, за немецкими романтиками, когда объявлял носителем иронии субъект, индивидуальный дух, полемизируя тем самым с гегелевским объективированием иронии («О понятии иронии с постоянным обращением к Сократу»). Его трактовка иронии как отношения личности к миру получила продолжение у экзистенциалистов (О.Ф.Больнов, К.Ясперс), отрицавших всякую истину, кроме экзистенциальной, кроме субъективного знания о жизни.Это будет вам интересно:  Астеизм

Ирония в искусстве 20 века

В искусстве 20 века ирония приобретает новые формы, одна из которых—авторская отстраненность от повествуемого через введение фигуры рассказчика (ранние новеллы и «Доктор Фаустус», 1947, Т.Манна; роман Г.

Бёлля «Групповой портрет с дамой», 1971). Ирония несет в себе «эффект очуждения» в театре Б.

Брехта — прием подачи привычных явлений как бы со стороны, вследствие чего зритель получает возможность заново оценить их и вынести о них нетрадиционное суждение, более истинное.

Слово ирония произошло от греческого eironeia, что в переводе означает — притворство, насмешка.

Источник: https://www.litdic.ru/ironiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.