Что такое виолончель

Виолончель: история, видео, интересные факты, слушать – Art Music

Что такое виолончель

Продолжаем наше путешествие по удивительному миру музыки.

Сегодня мы познакомимся со следующей представительницей струнных смычковых инструментов, «старшей сестрой» скрипки и альта, благородной виолончелью.

В конце по традиции вас ждет сказочная история виолончели.

Внешне виолончель и вправду напоминает скрипку и альт, но размер ее значительно больше.

Звук у нее густой, сочный, напоминает низкий человеческий голос. Лучше всего звучат на виолончели широкие напевные мелодии, но и виртуозные произведения можно сыграть на виолончели.

Предлагаю вам послушать «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Такие виртуозные пассажи исполняются именно на виолончели. Слушая эту музыку, действительно представляется назойливый жужжащий шмель, который так и норовит укусить.

Свои произведения для виолончели писали многие композиторы: Чайковский, Шостакович, Прокофьев, Хачатурян. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают лирические эпизоды.

Одним из лучших исполнителей на виолончели является известный музыкант Мстислав Ростропович. Для него специально писали такие композиторы XX века, как Прокофьев, Бриттек, Шостакович и др.

В народном творчестве мы не нашли сказки об этом удивительном музыкальном инструменте и решили исправить это упущение. Выручил мой сын-второклассник. Не судите строго, вот какая сказочная история виолончели у него получилась.

Жила  в оркестровой яме оперного театра большая семья музыкальных инструментов. Были тут и большие контрабасы- «дедушки», и озорные флейты, и шумные барабаны, и еще очень-очень много других инструментов.

И вот однажды поспорили они, кто из них главнее.

— Я самая главная, — сказала скрипка, — меня называют «царицей музыки»!

— Ну и что, — говорят барабаны, — зато мы самые громкие!

— Ну уж нет, громче нас никого нет! – вступили трубы.

И каждый инструмент начал говорить, что он самый главный и приводить свои доводы.

И только скромная виолончель тихо стояла в сторонке и молчала. Она понимала, что нечем ей похвалиться.

И тут пришел человек. Взял он скрипку, начал играть на ней, но от гордости у скрипки порвались струны и красивая мелодия прервалась.

Шумные барабаны и трубы не привлекали человека. И подошел он к скромной виолончели, взял смычок и полился бархатный умиротворяющий звук, который успокоил всех хвастунишек.

И поняли тогда музыкальные инструменты, что нет среди них лучших и худших, каждый хорош по-своему и только в согласии друг с другом они могут создать красивую музыку.

По традиции слушаем звуки виолончели. В исполнении Лыкова Алеши звучит Танец композитора Дженкинсона.

Виолончели дивный звук

22 ноября 2014, 10:00 Лайк   0   1364

Музыканты и инструменты
Виолончель исходит в томном стоне, Гудит, жужжит, как шмель в июльский зной. Растаяли в святилище симфоний

Колонны, люстры, строгих кресел строй.

И нет пюпитра перед черным фраком, Нет к струнам наклонённой головы. Уж не смычок скользит по нотным знакам,

А ветер по кудрям листвы…

Всеволод Рождественский.
«Виолончель».

Есть на земле музыкальные инструменты, точно специально придуманные для выражения одновременно силы и слабости, бури и лирической грусти, напряжения и нежности. Как раз такой инструмент – виолончель. Помните известный «Полёт шмеля» Римского-Корсакова? Вот он зажужжал – как будто бы монотонно, однако вовсе нет, рождается очень яркий, буквально зрительный образ.

Или «Лебедь» Камиля Сен-Санса? А вспомните любой фильм с тревожной, драматичной музыкой. Всё это – виолончель. Да-да, та самая «очень большая скрипка», из-за которой музыканта почти и не видно во время исполнения. Но как она звучит! Низкий, благородный голос – струны отзываются на прикосновения смычка очень красиво, певуче и «бархатисто».

Партии у неё самые разные: могут быть мрачные и таинственные, драматичные и трагичные или, наоборот, воздушные и очень лирические. Виолончель и в слушателях отзывается такими же глубокими эмоциями, сильными чувствами, о которых рассказывает. «Петь надо так, как поёт виолончель!» – восклицал когда-то Фёдор Шаляпин.

Может быть, поэтому так любят виолончель композиторы? Трудно найти хоть одного классика, который бы не писал для этого инструмента. Да что там классики! Недавно услышала молодую финскую рок-группу «Апокалиптика».

Эти парни в стиле «симфо-метал» (или, точнее, «челло-рок», что означает «рок на виолончелях») творят что-то виртуозно-невероятное – не только в слуховом восприятии, но и в зрительном. В нашей музыкальной школе с самого её основания был класс виолончели под руководством Леонида Феликсовича Реута, когда-то играли большие ансамбли виолончелистов.

Об этом мне рассказала музыкант Марина Евгеньевна Секерина, по-моему, единственный сегодня в городе профессиональный виолончелист. Почти двадцать лет она вела в музыкальной школе класс виолончели, пока не настали трудные времена: не оказалось желающих играть на этом непростом инструменте.

А вот сама она сделала выбор вполне осознанно: в третьем классе ей очень захотелось учиться музыке. Каждый день после уроков добираться с нотами в музыкальную школу на другой конец города, заниматься, заниматься и играть, играть, играть… А в музыкалке предложили на выбор: домра или виолончель.

И вот ведь удивительно: маленькая девочка выбирает большой, не совсем изящный инструмент. Показалось, говорит Марина Евгеньевна, что классическая музыка ей ближе народной. Выбрала – и не ошиблась. Закончила школу, Асбестовское музыкальное училище, вернулась в родной город и стала учить ребят игре на любимом инструменте.

Потом – высшее образование на дирижёрско-хоровом отделении. – По сложности исполнения виолончель ни в чём не уступает скрипке. Чтобы научиться, нужно очень много заниматься, – рассказывает Марина Евгеньевна. – Учиться слушать – ноту, звук, интервал, интонацию.

Сначала «проиграть», сынтонировать мелодию внутри, в воображении, а потом играть. Этому приходится учиться долго, на первых порах малыши фальшивят. И в этом их беда: хочется научиться быстро, а сразу не выходит. И часто интерес к инструменту пропадает. Но все через это проходят, и однажды приходит понимание и умение.

Все мои ученики стали хорошими, достойными людьми.

…Не знаю, как кому, а мне бы очень хотелось, чтобы виолончель вернулась в наш город. Чтобы мальчики и девочки снова захотели осваивать этот трудный, красивый и благородный инструмент. Традиции, когда-то заложенные, должны жить и развиваться.

Источник:

История виолончели

Виолончель – музыкальный инструмент, группы смычковых, т.е. для игры на ней требуется проводящий по струнам специальный предмет – смычок.Обычно эта палочка создается из дерева и конского волоса.

Есть также способ игры пальцами, при котором струны «пощипываются». Он называется пиццикато. Виолончель — инструмент с четырьмя струнами различной толщины. У каждой струны своя нота.

Вначале струны делались из овечьих потрохов, а потом, конечно же, они стали металлическими.

Первое упоминание о виолончели можно увидеть на фреске Гауденцио Феррари 1535—1536 года. Само же название «виолончель» упоминалось в сборнике сонетов Дж.Ч. Аррести в 1665 году.

Если обратиться к английскому языку, то название инструмента звучит следующим образом – cello или violoncello. Из этого ясно видно, что cello – это производное от итальянского слова «violoncello», которое обозначает маленький контрабас.

Прослеживая историю становления этого струнно-смычкового инструмента, выделяются следующие шаги в ее становлении:

1) Первые виолончели упоминаются примерно в 1560-ом году, в Италии. Их создателем являлся Андреа Мати. Тогда инструмент использовался в качестве басового, под него исполнялись песни либо звучал другой инструмент.

2) Далее важную роль сыграли Паоло Маджини и Гаспаро да Сало (XVI – XVII века). Второй из них сумел приблизить инструмент к тому, который существует в наше время.

3) Но все недостатки были устранены великим мастером струнных инструментов, Антонио Страдивари. В 1711 году он создал виолончель Дюпора, которая на данный момент считается самым дорогим музыкальным инструментом мира.

4) Джованни Габриели (конец XVII) впервые создал сольные сонаты и ричеркары для виолончели. В эпоху Барокко Антонио Вивальди и Луиджи Боккерини написали сюиты для этого музыкального инструмента.

5) Середина XVIII стала для струнно-смычкового инструмента пиком популярности, появляясь в качестве концертного инструмента. Виолончель вливается в симфонические и камерные коллективы. Для нее были написаны отдельные концерты кудесниками своего дела — Джонасом Брамсом и Антонином Дворжаком.

6) Нельзя не упомянуть и Бетховена, который также создавал произведения для виолончели. В течении своего гастрольного тура в 1796 году великий композитор сыграл перед Фридрихом Вильгельмом II, королем Пруссии и виолончелистом.

Людвиг ван Бетховен создал две сонаты для виолончели и фортепиано, Op. 5, в честь этого монарха. Виолончельные сольные сюиты Бетховена, выдержавшие проверку временем, отличались новизной.

Впервые великий музыкант ставит виолончель и фортепиано на равные позиции.

7) Завершающий штрих в популяризации виолончели сделал Пабло Казальс в XX веке, создавший специализированную школу. Этот виолончелист обожал свои инструменты. Так, согласно одной истории он вставил в один из смычков, подаренный королевой Испании сапфир. В своем творчестве отдавали предпочтение виолончели Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович.

Можно смело утверждать, что свою популярность виолончель завоевала из-за широты диапазона. Стоит упомянуть, что мужские голоса от баса до тенора совпадают по диапазону с музыкальным инструментом. Именно звучание этого струнно-смычкового великолепия похоже на «низкий» человеческий голос, а звук захватывает с первых же нот своей сочностью и выразительностью.

Источник:

Презентация «Тайны старинной виолончели»

Слайд 1

Тайна старинной виолончели

Слайд 2

Вступительная часть Музыкальные инструменты Основная часть Виолончель Смычок Сольное виолончельное исполнительство. Великие исполнители «Три открытия Пабло Казальса » «Таланты Ростроповича» Заключительная часть

Слайд 3

Музыкальные инструменты Без них невозможно композиторское творчество. Без них немыслимо музыкальное исполнительство. Без музыкальных инструментов музыка не существует…

Слайд 4

Музыкальные инструменты Какие только инструменты не создавали люди за несколько тысяч лет! И продолжают создавать, изобретая абсолютно новые инструменты и совершенствуя старые образцы. Но как бы они не отличались — по возрасту и географическому происхождению, по внешнему виду и по звучанию, — есть три свойства, которые есть у всех музыкальных инструментов.

Это тембр, то есть особое, отличающее от всех других инструментов качество его «голоса». Второе свойство состоит в том, что каждый музыкальный инструмент обладает определенным звуковысотным диапазоном. Это значит, что есть инструменты высокого, среднего или низкого регистров, подобно тому, как распределяются голоса у певцов в хоре.

И, наконец, третье свойство всех музыкальных инструментов – это громкость звучания.

Слайд 5

Виолончель Виолончель относится к семейству струнно – смычковых инструментов. Она похожа на скрипку, но значительно больше по размеру. Играют на этом инструменте сидя, ставя виолончель перед собой и упирая в пол шпилем (это такая подставка).

Слайд 6

История происхождения Зарождения виолончели можно отнести к середине 16 века. На родине, в солнечной стране Италии, быстро распространился этот инструмент. Название, да и внешние формы, утвердились не сразу. Виолончель произошла из семейства виол.

Еще много других различных названий существовало: « Виолончино », « Бассэт », « Виолончелло пикколо».

Слайд 7

Волшебная палочка — Смычок Чтобы виолончель запела, нужен смычок. Без этой «волшебной палочки» — трости с натянутым на нее конским волосом – не заставишь звучат даже самый лучший инструмент. Между тем смычок очень долго оставался несовершенным.

У самых старинных трость была выгнута наподобие лука. Затем смычок выпрямился: трость и волос стали располагаться в нем параллельно. Создателем современного смычка стал Франсуа Турт в 18 веке. Самое удивительное, что сначала он обучался ремеслу часовщика.

Источник: https://olga-dubova.ru/drugoe/violonchel-istoriya-video-interesnye-fakty-slushat.html

Виолончель – это что такое? Описание, особенности и интересные факты

Что такое виолончель

Музыкальный инструмент, о котором пойдет речь в этой статье, является не просто струнно-смычковым инструментом.

Виолончель – это обязательный участник любого струнного ансамбля и симфонического оркестра, который отличается богатой техникой исполнения.

В музыке виолончель как инструмент с сочным и певучим звучанием зачастую используется в качестве солирующего инструмента. Виолончель широко применяется для выражения печали, отчаяния, грусти и глубокой лирики. В этом виолончели равных нет.

Место в музыке

Если сравнивать ее с очень похожими на нее инструментами, скрипкой и альтом, то можно отметить сразу, что ее в руках не держат, а ставят вертикально.

Скрипка и виолончель отличаются не только визуально, но имеют и разное звучание.

Примечателен тот факт, что первоначально на виолончели играли стоя, вертикально расположив ее на специальном стуле, уже позднее был придуман шпиль, упирающийся в пол, что решило проблему с поддержкой инструмента.

Удивительно, но до Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести данного инструмента. А с его легкой руки виолончель заняла значимое место в творчестве романтиков и других сочинителей.

Виолончель – это инструмент с насыщенным, густым и проникновенным звуком, схожим с низким тембром человеческого голоса, кажется, идущим из самой глубины души. Порой во время сольных выступлений она будто беседует нараспев со своими слушателями… Виолончель – инструмент с поистине завораживающим глубинным звуком.

Музыкальное очарование

Присутствие виолончели в музыке необходимо, когда важно подчеркнуть лиричность или трагичность какого-либо момента.

Каждая из четырех имеющихся струн в виолончели обладает особым звучанием, свойственным только ей. Низкие звуки напоминают мужской бас, верхние – нежный и теплый альт.

Именно эта особенность создает впечатление не простого звучания со сцены, а буквально «разговора» со своими слушателями. Диапазон звучания виолончели охватывает интервал в пять октав от ноты «до» большой октавы до ноты «ми» в третьей.

Зачастую, однако, благодаря своему мастерству исполнитель может брать ноты много выше.

Настраивается виолончель по квинтам.

Интересные факты

Самая дорогая в мире виолончель – это Страдивари Дюпора, которая была создана в 1711 году величайшим мастером Антонио Страдивари. Дюпор был гениальным виолончелистом и владельцем этого шедевра на протяжении долгих лет до самой своей смерти.

Инструмент имеет незначительные повреждения – небольшие царапины. Как рассказывают легенды, оставлены они были шпорами Наполеона.

Говорят, император пометил инструмент, когда старался обучиться мастерству игры на виолончели, но неловко обхватил ее ногами.

За время своих «приключений» эта виолончель на протяжении нескольких лет «жила» у знаменитого коллекционера барона Йоганна Кнопа. Тридцать три года на ней играл М. Ростропович.

Есть слухи, что после его кончины Японская музыкальная ассоциация выкупила инструмент у родственников за двадцать миллионов, хотя этот факт и той и другой стороной упорно отрицается.

Есть предположение, что инструмент находится до сих пор в семье музыканта.

Другие две красавицы виолончели от Страдивари начали свой путь у графа Вильегорского. Позже одна из них была продана Давыдову К. Ю., затем она оказалась у Жаклин дю Пре, а в наши дни на ней играет известный композитор и виолончелист Yo-Yo Ma.

Потрясающим событием в среде виолончелистов считается оригинальный конкурс, проведенный в Париже. В нем принимал участие великий виолончелист Казальс.

Суть состязания – изучение звучания старинных инструментов, вышедших из-под рук таких мастеров, как Страдивари и Гварнери и современных фабричных виолончелей. После отбора количество инструментов, задействованных в эксперименте, составило 12 штук.

В целях достичь максимальной чистоты эксперимента был выключен свет. Однако после прослушивания был вынесен шокирующий вердикт: оказалось, что современные модели дали фору старинным образцам. Жюри и сам Казальс были действительно удивлены такому выбору судей.

Оказалось, что нынешние виолончели – это инструменты с большей красотой звучания. Тем не менее Казальс заявил, что ему куда милее старинные инструменты, так как «у них есть душа» в отличие от современной черствой красоты.

Привязанный к своим инструментам, виолончелист Пабло Казальс любил баловать свои виолончели оригинальными декоративными решениями. Так, в смычок одной из них он вставил сапфир, подаренный ему самой королевой Испании.

Современная интерпретация

Очень популярны сегодня молодые исполнители из Финляндии Apocalyptika. Эта группа играет тяжелый рок, но изюминка ансамбля состоит в том, что весь репертуар состоит из композиций, сыгранных на четырех виолончелях и ударных.

До появления этого феерического музыкального коллектива никто бы и подумать не мог, что виолончель способна показать такую страсть, дикость и необузданность. Благодаря своей неординарности группа приобрела всемирную известность.

Примечателен тот факт, название группы состоит из двух слов Apocalypse и Metallica (второе слово не просто так присутствует в названии – творческий коллектив пошел по стопам известной группы и сделал немалое количество каверов на их произведения).

А Джулия Бурден, известная художница-абстракционистка, рисует свои картины не на бумаге или традиционном холсте. Ее удивительные картины становятся частью скрипок и виолончелей.

Чтобы изобразить картину на инструменте, ей необходимо снять струны, зачистить поверхность, грунтовать ее и затем только приступить к нанесению краски на рисунок. Эта девушка не может объяснить, что же действительно ее так привлекает в виолончелях.

Она говорит, что они словно влекут ее к себе, вдохновляя своим видом на создание очередного шедевра.

А знаете ли вы, что…?

Виолончель «Стюарт» была куплена музыкантом Ролдугиным за 12 миллионов долларов. Этот инструмент был выполнен руками мастера Страдивари еще в 1732 году. Первый, кому он принадлежал – прусский король Фридрих Великий.

Безусловно, стоимость виолончелей от Антонио Страдивари является самой высокой. За всю свою жизнь он изготовил 80 инструментов. На сегодняшний день, если верить подсчетам специалистов, их осталось около 60.

Концерты для виолончели в Берлинской филармонии включают в себя 12 инструментов. Виолончелисты данного оркестра прославились тем, что добавили в свой репертуар множество аранжировок на современные популярные произведения.

Классическая виолончель выполняется из дерева. Но некоторые современные мастера, к примеру, Луис и Кларк, бросив вызов стереотипам, изготавливают свои инструменты из углеродного волокна. А компания «Алкоа» еще в 30-х гг. прошлого столетия стала выпускать алюминиевые виолончели. Этому делу посвятил себя и немецкий мастер Пфретцшнер (Pfretzschner).

Санкт-петербургский ансамбль виолончелистов под руководством Ольги Рудневой представляет собой довольно необычную коллаборацию инструментов. В этот редкий состав входят один рояль и 8 виолончелей.

В декабре 2014 г. южноафриканец Карел Хенн смог поставить рекорд по продолжительности игры на этом инструменте: его игра длилась 26 часов кряду, за что его и занесли в Книгу рекордов Гиннеса.

Виолончельный виртуоз двадцатого века, Мстислав Ростропович, сделал значительный вклад в продвижение и развитие виолончельного репертуара. Это он впервые исполнил около ста новых произведений для виолончели.

Среди известных виолончелей отмечают еще инструмент «Король», выполненный в период между 1538 и 1560 гг. Андрэ Амати. Эта виолончель считается одной из самых старинных, и в данный момент она находится в Национальном музыкальном музее в Южной Дакоте.

Это сейчас виолончели идут с четырьмя струнами, а в XVII-XVIII веках в Германии и Нидерландах эти инструменты были пятиструнные.

Изначально струны для виолончели делались из овечьих потрохов, позднее их заменили практичные металлические.

Репертуар

Виолончель обладает богатым репертуаром из сонат, концертов, сюит и так далее. Самыми известными считаются шесть сюит И.С. Баха для виолончели соло, рококо вариации П.И. Чайковского и «Лебедь» Камиля Сен-Санса.

На счету у Антонио Вивальди числятся 25 концертов для виолончели, у Боккерини – 12, Гайдн написал по крайней мере три, а Дворжак и Сен-Санс сочинили каждый по два. Виолончельные концерты есть еще у Блоха и Элгара.

Самыми известными сонатами для виолончели и фортепиано стали произведения, написанные Мендельсоном, Бетховеном, Рахманиновым, Брамсом, Прокофьевым, Пуленком, Шостаковичем и Бриттеном.

Великие создатели виолончелей

Многие мастера пытались создать идеальную виолончель, но мало кто знает, что привычная сейчас для нас форма виолончели появилась только во время Антонио Страдивари. До этого самые первые виолончели были сделаны мастерами Паоло Маджини и Гаспаро Сало. Их инструмент был сконструирован в конце шестнадцатого – начале семнадцатого веков. Он лишь отдаленно напоминал современную виолончель.

Классическая же форма виолончели появилась благодаря работе таких мастеров, как Антонио Страдивари и Николо Амати. Они добились отличного сочетания древесины и лака, благодаря чему каждый инструмент приобретал свой неповторимый звук и манеру звучания. Бытует мнение, что каждая виолончель, вышедшая из мастерской Страдивари и Амати, обладала собственным уникальным характером.

Инструменты “на миллион”

На сегодняшний день все виолончели Страдивари относятся к самым дорогостоящим в мире. Специалисты называют цену в миллионах долларов.

Несомненно, узнаваемыми в мире музыки считаются и виолончели Гварнери. Казальс, кстати, предпочитал именно их. Стоимость инструментов этого мастера значительно ниже. Если цена шедевров Страдивари исчисляется в числах с шестью нулями, то инструмент этого мастера стоит от 200 000 долларов.

Вытесняя конкурентов

Многих волнует причина такого ошеломительного успеха работ Страдивари.

Хотя по оригинальности звучания, тембру, характеру Страдивари и Гварнери схожи, у Страдивари история гораздо лаконичнее: их создавало всего несколько известных мастеров, в то время как Гварнери сменили десятки производителей. Еще при жизни Амати и Страдивари заполучили мировую славу, а Гварнери стали известны лишь много спустя после смерти своих представителей.

Особенности

Ноты для виолончели пишутся в диапазоне басового, тенорового и скрипичного ключа в соответствии с высотой звучания. Ее партия в оркестровой партитуре располагается между альтами и контрабасами. Виолончелист предварительно перед концертом натирает смычок канифолью.

Делается это для сцепления волоса со струной, что позволяет извлекать нужный звук. Однако ни в коем случае после музыкального исполнения нельзя забывать об удалении канифоли с инструмента, так как она портит древесину и лаковое покрытие. Ибо качество звучания зависит от выполнения этого условия.

Интересный факт: каждый смычковый инструмент требует использования своего вида канифоли.

Источник: https://FB.ru/article/368452/violonchel---eto-chto-takoe-opisanie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

Три виолончельных шедевра: что необходимо услышать каждому

Что такое виолончель

.com/vivacellofest

В этом году в седьмой раз в Москве с 18 по 26 ноября пройдет уникальный фестиваль VivaCello, фестиваль-манифест, охватывающий пять вечеров, и провозглашающий торжество виолончельной музыки. Программа составлена так, что академические традиции здесь встречаются с непреодолимым желанием расширить горизонты – каждый год на фестивале исполняется новое сочинение. 2015-й не станет исключением.

Виолончелист, арт-директор и идейный вдохновитель фестиваля VivaCello Борис Андрианов принял предложение m24.

ru стать героем рубрики “Погружение в классику” и рассказал о тех жемчужинах виолончельного репертуара, которые, на его взгляд, должен хоть раз в жизни послушать каждый образованный человек.

Борис остановился на трех композиторах. Имя каждого из них – глава во всемирной истории культуры.

Петр Чайковский, “Вариации на тему рококо”

Это самое главное произведение Чайковского, написанное им для виолончели. Оно входит в золотой репертуар всех виолончелистов мира, обязательное для исполнения в финале конкурса Чайковского.

“Вариации” посвящены другу Чайковского – виолончелисту Карлу Вильгельму Фитценгагену. С его подачи композитор изменил порядок частей, и это решение придало композиционную стройность всему сочинению.

Чайковский не стал противиться и согласился, что такой порядок действительно логически более совершенен.

Так что теперь все музыканты играют “фитценгагенскую” версию, а авторская редакция “Вариаций” исполняется крайне редко.

Тема рококо не похожа на музыку Чайковского. Создается даже ощущение, что это цитата, но на самом деле ее действительно написал Чайковский (есть, правда, мнение, что это переделанная песня “Вдоль по Питерской”). Дальше идут очень разные вариации – и очень виртуозные, и очень мелодичные, так что инструменталист может продемонстрировать все грани своего мастерства.

Есть в ней, конечно, и “подводные камни”: знаменитую ре-минорную вариацию, шестую по счету, многие виолончелисты играют очень эмоционально и чересчур возбужденно, как, впрочем, и всю пьесу, хотя мне кажется, что это очень тонкая субстанция, кружевная, как оренбургский платок, который проходит через кольцо.

Их интерпретация сопряжена с тем, что музыканты обычно готовят “Вариации” на конкурс Чайковского, то есть исполнение неминуемо оказывается связано с особой конкурсной подачей: если выходишь в финал, нужно быть убедительнее конкурентов, доказать, что ты – самый лучший. Я уверен, что этот подход идет вразрез с тем, что задумывал композитор.

Конечно, не у всех виолончелистов “Вариации” звучат с конкурсной напористостью. Вообще, как мне кажется, трудно найти два одинаковых исполнения этого произведения.

Первая часть “Вариаций” – те самые кружева, вторая – стремительная, третья – широкая, в до-мажоре, русская тема, четвертая – барочная, пятая – с темой у флейты, трелями у виолончели.

Потом идет каденция, где бушуют страсти, шестая – ре-минорная, наверно, одна из самых красивых мелодий, написанных для виолончели, седьмая – апофеозная.

В конце, когда наступает кода, обычно на конкурсе все ждут, когда начнется октавное место – чисто его сыграть довольно сложно.

У нас на фестивале VivaCello прозвучат два варианта “Вариаций на тему рококо”: фитценгагенская версия (на закрытии 26 ноября). Композитор Александр Розенблат специально для нас написал “Jazz Rococo Variations” на ту же тему Чайковского, но с симфо-джазовыми вариациями, с элементами танго, буги-вуги и других современных музыкальных стилей. Эту версию исполнит оркестр “Виртуозы Москвы”.

Лет десять виолончелист Миша Майский приезжал на Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, тоже играл “Вариации”. Во время каденции он случайно уронил смычок и поцарапал инструмент. А когда уезжал после концерта, в аэропорту к ему пристали таможенники: на фото в паспорте у виолончели этой царапины нет. Подумали, что он другой инструмент пытается вывезти.

Франц Шуберт, соната “Арпеджионе”

Это произведение написано для инструмента с одноименным названием – арпеджионе – и фортепиано. Поистине божественная музыка. Что такое арпеджионе? Его сконструировал в 1823 году венский мастер Иоганн Георг Штауфер. Все это напоминало виолончель, но с гитарным строй.

Играть на таком инструменте было сравнительно несложно – не нужно забираться в высокие позиции, можно сразу перейти на нужную струну. Соната создана с расчетом именно на такую технику. Но этот гибрид не прижился и вскоре перестал существовать из-за того, что не пользовался особой популярность – для него практически не написали музыки.

Шуберт же создал гениальную сонату, и ее стали играть на скрипке, альте, виолончели, с оркестром.

Соната технически сложная, но в то же время прозрачная, само совершенство, сравнимая разве что со скульптурой какого-нибудь гениального мастера – если что-то оттесать, то будет уничтожена ее безупречность. Несмотря на технические сложности, звучать она должна легко.

Ее исполняют с оркестром, но лучше она звучит с фортепиано – тогда она звучит нежно, интимно.

Для музыканта очень важно понимать, как рассредоточить время в этой сонате.

И тут возникает вопрос в силе притяжения: у тебя есть тактовые черты, между которыми заключены ноты с длительностями, и они не могут идти ровно, поэтому если нет прописанных композитором указаний – ritenuto или accelerando, то тебе нужно, чтобы между сильными долями в каждом такте было одинаковое количество времени. Все ноты либо притягиваются, либо отталкиваются. В Шуберте, в котором мало нот, самое сложное – их притяжение. Чем проще музыка, тем сложнее ее играть.

В рондо есть свои тонкости – одна и та же повторяющаяся тема каждый раз должна звучать по-разному. Ценно играть эту музыку с хорошим партнером, предвосхищая намерения друг друга до окончания фразы. Если это получается, то эффект замечательный.

Идет соната порядка 23-25 минут. Лучше всего ее слушать, закрывшись, приглушив свет.

Альфред Шнитке, концерт для виолончели с оркестром №1

На мой взгляд, это музыка, призванная доставлять человеку, пришедшему в зал, дискомфорт. Он должен чувствовать себя так, словно в него впиваются иглы. Звучащие диссонансы должны причинять чуть ли не физическую боль.

Шнитке написал этот концерт после очередного инсульта, причем непонятно – дописал ли он только финал или создал все произведение целиком. Все три части очень доступные для восприятия (по меркам Шнитке, конечно). Самый потрясающий момент – как раз в финале.

С этим концертом связана интересная история из моей жизни. Много лет назад я репетировал, а сын подруги крутился рядом. Ему на тот момент было лет двенадцать. Он уже слушал рэп. Ему было скучно, и он попросил у меня что-то послушать.

Я дал ему диск с записью виолончельного концерта Лало и концертом Шнитке.

Благозвучный Лало не вызвал у него особого интереса, в отличие от Шнитке, которого он прослушал два раза кряду: это поразительно, но мальчик не мог остановиться, и взахлеб рассказывал об образах, возникавших у него в голове.

Финал концерта, как я уже сказал, стоит особняком. Сам Шнитке говорил, что музыка была продиктовална ему сверху. После этого он прожил еще 12 лет, но считал, что лучше финала этого концерта больше ничего не создал.

В середине финала виолончель звучит над всем оркестром: от цифры к цифре звук нарастает, виолончель начинает подзвучиваться, и все доходит до апофеоза.

Это немножко похоже на музыку из фильма “Звездные войны”, когда показывают сцену апокалипсиса или полет огромного корабля в космосе. В конце музыка быстро выходит в полную тишину, и виолончельные флажолеты звучат как последние вздохи.

Играть этот концерт очень сложно – он требует огромного эмоционального выплеска. Ты словно попадаешь туда, куда еще нельзя заглянуть, но мы каждый раз, исполняя эту музыку, приоткрываем завесу.

Шнитке посвятил концерт Наталье Гутман, причем она играет его наизусть, что меня всегда удивляет. Вместе с Геннадием Рождественским она записала его на диск.

Интересно, что кроме нее на такой отважный шаг пошли только двое – Александр Ивашкин и шведский виолончелист Торлейф Тедеен. За тридцать лет существования этой музыки никто больше не осмелился повторить их подвиг.

На публике ее тоже исполняют редко. Может, из-за того, что она – о чем-то потустороннем, о параллельных мирах.

: [URLEXTERNAL=https://www..com/watch?v=TQburPiTzVI][/URLEXTERNAL]/ Пользователь: MELOMAN CLASSIC

Источник: https://www.m24.ru/articles/koncerty/05112015/89233

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.