Как научить делить на слоги
Деление слов на слоги
Деление слов на слоги выполняем в соответствии с количеством гласных звуков, а также учитывая особенности звукового состава слов.
В этой статье речь пойдет о фонетическом слоге, о том, как правильно делить слова на слоги. Учтем, что фонетическое деление на слоги не всегда совпадает с орфографическим переносом слов.
Что такое слог?
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.
Фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
1. слог составляет один гласный звук:
- а-дрес
- и-дол
- о-стров
- у-кор
- э-тюд
2. слог составляет гласный с согласным:
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
Открытые и закрытые слоги
Слоги бывают открытые и закрытые. В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:
- о-кунь
- а-ир
- бо-ло-то
- во-ло-кно
Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:
- гвоздь
- по-кров
- го-лубь
- па-ро-воз
- сто-рож
Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:
- зер-ка-ло
- бол-тик
- са-рай-чик
- са-ра-фан
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во-рон
- ба-лон
- ко-рысть
- кла-ня-ться (-ться звучит как [ца])
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е
Только непарные звонкие согласные могут закрыть слог:
- ал-фа-вит
- строй-ка
- квар-тал
- лан-ды-ше-вый
- бе-сшум-ный
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- рей-ка
- хлопь-я
- отъ-езд
- подъ-ём-ный
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Алгоритм деления слов на слоги
- прочитаем слово;
- подчеркнем гласные звуки;
- посчитаем количество гласных звуков;
- посмотрим, есть ли в слове двойные согласные, непарные звонкие согласные, «ь» или «ъ»;
- разделим слово после каждого гласного на слоги, учитывая указанные особенности.
Примеры
1. соловьиный
В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:
В этом слове три слога открытые, а четвертый слог закрывает непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».
В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую. Учтем, что нередко фонетический слогораздел слова противоречит орфографическому правилу переноса.
2. участие
В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:
Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.
В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/delenie-slov-na-slogi.html
Простые способы научить ребенка делить слова на слоги
24.01.2020
2
18091
Деление слов на слоги – очень важный этап в процессе обучения ребенка чтению и письму. Как научить ребенка делить слова на слоги – этот вопрос задают большинство родителей, чьи дети собираются поступать в школу.
Чтобы организовать этот процесс максимально правильно и эффективно, взрослый должен найти наиболее оптимальный подход и корректно подобрать комплекс упражнений. На сегодняшний момент разработано достаточно много интересных методик, позволяющих проводить такое обучение в домашних условиях.
Решение начать знакомить малыша с делением слов на слоги как можно раньше является правильным, поскольку в будущем ему будет намного легче и проще учиться в школе.
Что должен знать ребенок для обучения
Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:
- уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
- знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
- бегло считать в пределах 5, а то и больше;
- иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».
Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.
Основные правила слогораздела
После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.
Общие правила корректного слогоделения звучат так:
- слогообразующими всегда являются гласные звуки;
- слог не может включать больше, чем один гласный;
- слог может состоять из одного гласного звука либо комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.
Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух.
Как правильно научить ребенка делить слова на слоги?
При обучении слогоделения малышу нужно напомнить основные правила. Он должен четко уяснить то, что слог может состоять из одного или нескольких звуков, но при этом каждый непременно включает в себя гласный. Затем можно приступать к самому процессу, используя игровой момент и специально подобранные для этого карточки со словами и слогами.
Тренироваться следует, беря сначала в качестве примера короткие слова, разнящиеся всего одной буквой – «мыло – мило», «дом-дым». Так он сможет понять разницу в звуках. Далее можно переходить к более сложным словам, но на каждом занятии нужно обязательно возвращаться назад, повторяя предыдущий материал.
Не нужно ждать от детей быстрых результатов – такие навыки приходят постепенно, но их четкое усвоение позволяет получить множество преимуществ в дальнейшем.
Упражнения и примеры
Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:
Игра «Бродилки»
Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов.
В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги.
Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.
«Домик-Человек»
Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.
«Иду по следу»
На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.
«Рассели животных»
Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.
«Часы»
Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).
«Собираемся в школу»
Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.
Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.
Источник: https://smartum.com.ua/ru/about_us/blog/obuchenie-chteniyu/uchim-detej-delit-slova-na-slogi-pravil-no-i-effektivno/
Как научить ребенка делить слова на слоги
В последнее время все большую популярность приобретают различные методики раннего развития. В принципе, в них нет ничего плохого, но к каждому случаю необходимо подходить с умом. Прежде всего, дети должны быть готовы к тому, чему вы задумали их научить.
Во-вторых, не каждая методика хороша, стоит доверять только проверенным годами и поколениями вариантам.
При этом не следует забывать, что обучение – это своего рода лестница, поднятие на одну ступеньку ведет за собой необходимость преодолеть следующую, цепочка не может прерывать и получение одного навыка должно следовать за приобретением предыдущего. Все, кто хочет заняться с детьми ранним чтением, задаются вопросом, как научить ребенка делить слова на слоги.
Необходимые условия
Если вам кажется, что слоги – это то, что мы ощущаем интуитивно, произнося любые слова, вы очень сильно ошибаетесь. Во-первых, далеко не каждый взрослый способен выделить слоги правильно. Во-вторых, это умение мы приобретаем, усердно занимаясь с учителем, пока не доведем его до автоматизма.
Поэтому не стоит требовать от детей выдающихся результатов с самого первого занятия. Будет большим успехом, если вам вообще удастся объяснить им, о чем идет речь.
Чтобы начать изучать слоги, для начала необходимо познакомиться с алфавитом. И не просто выучить названия букв, но разобраться в том, какие из них относятся к гласным, а какие – к согласным, в чем их различия.
Первые шаги
Многие родители делают ошибку, заставляя детей зазубривать именно названия букв, а не то, как они в реальности произносятся.
Ни один учитель не скажет «спасибо» за такую дошкольную подготовку. Дело в том, что чаще всего детям с подобными знаниями гораздо сложнее научиться читать по слогам, чем даже тем, кто еще ни разу не знакомился с алфавитом.
Следующий шаг – обучение соединению букв в слоги. Здесь необходимо сразу демонстрировать, как произносится связка, а не отдельные звуки. Пусть ребенок прочувствует, как выдыхается воздух, какой эффект при этом получается, какими разными могут быть слоги: состоят из одной буквы, другие из нескольких.
Как объяснить ребенку, что такое слог? Это довольно сложно. Постарайтесь донести до него, что это один либо соединение звуков, для произнесения которых требуется один толчок воздуха, то есть своего рода выдох через рот.
Лучшее объяснение – собственный пример. Старайтесь использовать активную артикуляцию, чтобы дети могли наблюдать за движением губ, повторять их за вами. Произносите слоги вместе, придумайте или найдите интересные стишки из слогов или песенки. Пусть учеба будет увлекательной игрой.
Делим на слоги самостоятельно
Самостоятельное деление на слоги – очень сложная задача. Не торопите ребенка и дайте ему осознать, что от него требуется. Здесь без игры уже никак не обойтись. Рассмотрим несколько способов, как можно определить слоги в слове.
Прежде всего, напомним взрослым, что в слоге всегда присутствует только одна гласная. Однако ребенку будет сложно при делении отталкиваться от данной информации. Поэтому разберемся с методиками, которыми пользуются учителя.
Ладошки
Самый простой способ определения слогов предполагает использование своей собственной ладошки. Ее необходимо расположить под подбородком параллельно полу. Смысл в том, что при произнесении слова подбородок будет касаться руки ровно столько раз, сколько в нем слогов.
Не требуйте от ребенка сразу многого. Начинайте с самых простых слов: ма-ма, па-па и т. п. Затем можно перейти к трехсложным, например, со-ба-ка. Если ребенок ошибся, предложите ему попробовать еще раз, пусть он сам определит, где был неправ.
Свеча
Этот способ подходит именно для домашнего обучения, потому что сложно представить целый класс, сидящий перед зажженными свечками.
Смысл упражнения заключается в том, что при произнесении слога происходит выдох. Если говорить его в сторону свечи, то пламя дрогнет ровно столько раз, сколько будет выдохов, то есть слогов.
Не забывайте о технике безопасности! Слишком близко наклоняться к огню запрещено!
Хлопки и шаги
Если ваши дети не любят сидеть на месте, эти упражнения как раз для них. Задача заключается в том, чтобы шагать или хлопать каждый раз, когда произносится слог. Первое время делайте все вместе с детьми, затем попросите их действовать самостоятельно. Наверняка им это очень понравится.
Звуковые эффекты
Не ограничивайте себя только вышеописанными звуками. Вы можете предложить детям, например, отстукивать слоги небольшими молоточками, вооружить их простейшими музыкальными инструментами. задача заключается в том, чтобы они поймали звуковой ритм, научились понимать, что от них требуется.
Письменные задания
Дети постарше могут активно работать не только на слух, но и с написанными словами. Для начала объясните им, что сколько в слове гласных, столько и звуков. Предложите выделить все гласные и сосчитать слоги. Если все получается, можно перейти к делению слова.
Помните, что здесь великолепные результаты достигаются регулярными занятиями. Дети должны довести деление на слоги до автоматизма, тогда оно не будет вызывать у них никаких затруднений.
Если у ребенка что-то не получается, постарайтесь не ругать его и просто смените занятие или вообще отложите освоение новой темы на другое время. Возможно, малыш еще не готов к получению новых знаний и умений.
Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_delit_slova_na_slogi.html
Как научить ребенка слогам
Учимся читать по слогам. Основы методики детского обучения
После изучения алфавита необходимо научить ребенка слогам для того, чтобы продолжить обучение и привить навыки чтения. Однако ваш малыш должен быть заинтересован в обучении не меньше вашего, поэтому нужно привлечь его внимание к чтению.
Чтение не только будет очень интересным занятием для ребенка, но и поможет развить мышление, память и логику. Научить читать по слогам можно просто и быстро, если вы используете игровые методики и тем самым вызовите интерес к процессу. Заставить ребенка невозможно, а если желания нет, то следует искать психологическую проблему его отсутствия перед обучением.
Детская современная психология предлагает несколько эффективных методов для того, чтобы научить ребенка читать слоги и привить ему желание к дальнейшему процессу чтения.
Основные методики практикуются уже не одной семьей и показывают положительные результаты таких советов.
Если вы уже выучили алфавит с малышом, то следуя этим простым рекомендациям, вы можете приступить к следующему этапу обучения — чтению.
Как научить ребенка слогам: определите цели
Иногда родители стараются как можно скорее научить чтению малыша, чтобы подготовить его к школе. Такое чтение предполагает заучивание и не имеет смысла для личного развития. Поэтому к чтению необходимо подходить как к очередному этапу развития, чтобы ребенок начал мыслить и учиться по прочитанному материалу.
Умение малыша читать будет, безусловно, радовать родителей, а поэтому используйте все методы для добровольного привлечения его внимания к процессу.
Крики, ссоры, угрозы, наказания не помогут обучению, а лишь усугубят его и вызовут замкнутость и негативное отношение к процессу, что полностью отобьет желание ребенка.
Поэтому ни в коем случае не следует заставлять вашего кроху заучивать материал, это вызовет лишь дальнейшие психологические травмы.
Как научить ребенка слогам: выбор материала
Книжку для обучения следует выбирать красочную и с большим количеством картинок, чтобы вызвать интерес к написанному рядом тексту.
Чтобы научить ребенка произносить слоги, читайте вместе с ним по слогам, чтобы он запомнил их звучание.
Периодически повторяйте с ним пройденный материал, чтобы дать ему возможность потренироваться в произношении, но не забывайте о своем позитивном настроении и желании ребенка участвовать в процессе.
Перед изучением слогов необходимо изучить алфавит, чтобы ребенок знал, как они произносятся. Знание алфавита уже наполовину гарантирует легкое и быстрое обучение слогам. Занимайтесь с крохой ежедневно, чтобы после правильного и легкого произношения научить складывать слоги в слова.
Как научить ребенка слогам: если нет желания к обучению
Попытайтесь реагировать на отказ от обучения спокойно и постараться найти его причину. В основном это могут быть неинтересные материалы или плохо организованный процесс обучения. Выбирайте книгу в магазине вместе с малышом, чтобы найти интересующий его материал.
Детская психология давно установила, что дети с первых дней жизни стараются копировать своих родителей и понимают намного больше, чем считают окружающие.
Поэтому если вы хотите привить крохе навыки чтения, то начните читать сами и подайте таким образом хороший пример.
Если родители читают, то их малыш непременно заинтересуется процессом и проявит искреннее желание скорее научиться делать так же.
С рождения дети привязаны больше к матери и это нормальный процесс, так как они подсознательно ощущают связь, которая установилась в течение 9 месяцев. Поэтому обучать чтению лучше маме, ведь женщины более ласковы. Однако, если папа читает газету по утрам, то ребенок заинтересуется таким процессом, и отец также может доступно объяснить крохе основные правила чтения.
Как научить ребенка слогам: учим ребенка говорить слоги?
Существует два основных заблуждения при обучении чтению. Во-первых, ребенку не обязательно знать буквы алфавита, а во-вторых, изучение всего алфавита не требуется. Многие дети, уже выучив алфавит в 3 года, не могут научиться чтению по слогам даже в 5 лет, что вызывает усиленное беспокойство родителей.
Сложность этого этапа в том, что сами по себе буквы в алфавите произносятся различно в сравнении с употреблением их в разных слогах. Например, «А» и «Б» читаются отлично от слога «БА». Это составляет главную трудность для крохи в понимании, что может быть несколько вариантов произношения букв и слов с ними, например, в словах «аист», «губка» и «баба».
Как научить ребенка слогам: учимся делить слова на слоги
Научить делить на слоги можно по следующим принципам:
- гласные + согласные;
- гласные;
- согласные + гласные.
Например: «ма-ши-на», «о-рех» и «об-ла-ко». Учите ребенка читать, а не запоминать буквы и слоги. Для облегчения процесса обучения приготовьте карточки со слогами, где на большой площади будут расположены одинакового размера и написания слоги, которые чаще всего встречаются в повседневной речи малыша.
Карточки можно приобрести в магазинах, сделать самостоятельно или скачать на сайте и распечатать. Для начала используйте простые слоги, состоящие из согласных и гласных букв. Применяйте карточки для составления простых слов, которые складываются в двух- или трехсложные слова.
Показ карточек должен сопровождаться вашим звуковым произношением, а далее просьбой малыша повторить. Далее, раскладывая карточки, повторяйте слово по слогам и показывайте поочередно карточки ребенку. Повторяя за вами, кроха начнет произносить простые слоги и слова, а после осознает значение слова, что сопровождается искренней радостью понимания прочитанного.
Обучение не должно утомлять ребенка, поэтому проводите его короткими 15-минутными курсами, но повторяя материал в течение дня. В первый раз не давайте много материала, 3 слогов вполне достаточно. В последующие дни повторяйте уже изученное и давайте новое, так из 10 слогов можно выучить около 30 слов.
Рисуйте и лепите из пластилина буквы и слоги, играя, приучайте ребенка к опознаванию буквенных знаков.
В начале обучения лучше придумывать слова-существительные, которые понятны ребенку и состоят из небольшого количества легко прочитываемых слогов.
Если малыш капризничает, то значит, у него что-то не получается и стоит спокойно повторить материал, если же ему стало скучно, то стоит внести новый материал для привлечения его внимания.
Не рекомендуется объяснять ребенку на первых занятиях о видах букв, это его только утомит и отвлечет от главной цели занятия.
Схемы, используемые в букварях также могут сбить с толку кроху, так как содержат много лишних знаков, в процессе ребенок сам заметит схожесть некоторых букв и сможет паровать слоги.
Не стоит писать слоги через дефис, применяйте карточки, так ребенку будет намного проще, ведь он не будет отвлекаться на неизвестные знаки.
Как научить ребенка слогам: учимся соединять слоги?
Итак, изучив все слоги, ребенок начинает активно приобщаться к чтению и громко произносит все, что видит на улице. Таким образом, вы читаете и запоминаете с ним все больше слов, а также малыш приобщается к письму, стараясь изобразить буквы и изученные слоги. Вот, казалось бы, уже можно давать ему книгу, и обучение будет закончено, но не все так просто.
Читать самостоятельно и складывать различные слоги ребенок еще не умеет и на этом этапе главное — не потерять интерес малыша к чтению, который может быть вызван разочарованием от неумения читать книгу.
Для решения этой проблемы нам нужно повременить с печатным изданием и снова обратиться к карточкам, но уже другого вида.
На этом этапе нам необходимо уменьшить размер букв, перейти от карточек со слогами на карточки со словами и начинать учить не только простые существительные, но и глаголы с прилагательными.
Для того чтобы научить ребенка складывать слоги, подготовьте карточки со слогами и картинки к простым словам из них. Смысл заключается в том, что ребенок должен самостоятельно находить слоги к картинке и читать вместе с вами получившиеся слова. Таким образом научить ребенка составлять слоги проще всего и этот процесс заинтересует его для дальнейшего обучения.
Вы можете начать с составления слова из слогов, а потом переходить к поиску картинки, изображающей его.
Впоследствии, чтобы научить ребенка сливать слоги, вы можете уже в обратном порядке указать на изображение и дать крохе возможность самостоятельно найти карточки со слогами и правильно их сложить.
Далее нужно приготовить картинки уже с цельными словами, чтобы научить читать слоги слитно уже на картинках с их конкретными подписями.
Как научить ребенка слогам: подготовка картинок со словами
Лучше набирать буквы на компьютере и печатать их в разных цветах по слогам. Так все буквы будут одного размера и вида написания, а цвет будет указывать на наличие слогов в словах. Картинки выбирайте яркие и понятные, в основном обозначающие существительные, их можно изготовить самостоятельно (нарисовать или вырезать из журналов) или купить в специализированных магазинах.
Также разнообразьте занятия сортировкой карточек. Например, попросите малыша разделить животных и машинки или растения по группам. Таким образом, он будет легче ориентироваться не только в прочтении текста, но и в значении слов, которые подбираются уже после сортировки и повторно читаются или самостоятельно складываются крохой из слогов.
Каа научить ребенка слогам: учимся читать
После освоения слогов и слов, а также полного осознания их значений, можно переходить к составлению словосочетаний с помощью тех же картинок с подписями. Например, прилагательное и существительное или существительное и глагол. Не забываем повторять сложение слов из слогов, чтобы ребенок систематически запоминал и усваивал пройденный материал.
Таким же образом можно составлять несложные предложения и учиться их читать, а потом давать возможность малышу самостоятельно их складывать.
Только после таких практик можно переходить к чтению простых и красочных книг с картинками и подписями к ним.
Если ребенок пугается или отказывается переходить на книги, то возможно, вы ускорили обучение на каком-то этапе, и малыш не успел усвоить изученный материал.
Вернитесь к пройденным урокам и повторите изученное, похвалите ребенка, чтобы он почувствовал, что делает все правильно и у него получается. Не давайте ему закрыться в себе и не выражайте недовольства его ошибками. Учитесь, пока кроха не почувствует себя вполне уверенно, а только тогда усложняйте материал.
Читайте книги по несколько слов, чтобы малыш успевал понимать значение слов. После прочтения нескольких предложений предложите ему самому рассказать о прочитанном. Очень важно на этом этапе не только умение читать текст, но и его полное осознание и запоминание, так вы будете еще и тренировать память.
Как научить ребенка слогам: учимся писать
Запоминание текста можно сопровождать рисованием героев книжки и написанием некоторых заглавных букв, которые используются для их обозначения. Так ребенок сможет запоминать значение прочитанного и учиться отражать это в буквенном виде. Из букв постепенно можно составлять слова и изображать их на бумаге.
Дети не знают основных принципов написания слов и могут изображать буквы как угодно. Например, с лишними деталями, зеркально, вверх ногами и вразброс по листу. Такие шедевры будут понятны только малышу и очень огорчат его, если родители не поймут его написанный ребус.
На этом этапе, опять же, главное — не огорчить ребенка тем, что он делает что-то неправильно и этим отбить у него желание к дальнейшему изучению секретов чтения и письма. Поэтому дайте крохе не чистые листы, а с разлинеенными клетками. Таким образом ему будет легче сориентироваться в правильном расположении букв, и это поможет составить читаемые слова и предложения, изобразив их на бумаге.
Помните, что ребенок не должен бояться возможных ошибок и вашего строгого отношения по этому поводу. Также ему должно быть все время интересно заниматься обучением, поэтому используйте всю свою фантазию и как можно больше разнообразьте уроки. Для закрепления материала ежедневно повторяйте пройденное и используйте обучающие детские видео-уроки.
Научить ребенка слогам по видео
Используйте простые мультфильмы и ролики для усвоения материала с яркой анимацией. Например, развивающий мультик с паровозиком озвучивает собранные буквы и преобразует их в слоги, а ребенок повторяет за ним. Такой пример видео-ролика можно просмотреть ниже:
Источник: https://missbagira.ru/themes/ya-mama/kak-nauchit-rebenka-slogam
Как научить ребенка делить слова на слоги и складывать из слогов слова: игровые методики
Выделение слогов в словах – важный этап обучения чтению.
Чтобы научить ребенка правильно делить слова на слоги, а затем из различных слогов складывать целые слова, необходимо найти верный подход и правильно подобрать комплекс упражнений.
Существуют методики, позволяющие знакомить дошкольников с чтением и слогоделением в домашних условиях. Начав занятия с раннего возраста, вы существенно облегчите труд своего ребенка в дальнейшем, когда придет пора идти в школу.
Этапы обучения чтению
Чтобы освоение материала проходило легко и эффективно, стоит знать основные этапы обучения чтению. Торопливость и несвоевременность в этом вопросе не приведут к быстрым результатам, а скорее надолго отобьют желание учиться у ребенка. Также важно знать, какое место в обучении чтению занимает слогоделение.
Рассмотрите следующие этапы:
- звуковой (приобретение навыков выделять в слове звуки и называть их);
- буквенный (изучение букв);
- слогоделение (деление слов на слоги, определение слогов на слух, сложение их в слова);
- чтение слов по отдельности, в словосочетаниях и предложениях.
Самый главный признак того, что ребенок готов начать учиться читать – это его интерес к буквам и словам. «А что это за буква?», «А как ее написать?», «Что это за слово?» — все эти вопросы сигнализируют о том, что пора начинать активные занятия чтением.
Методики обучения чтению
С какого возраста начать учить ребенка читать, зависит от выбранной вами методики. Есть методики раннего развития – у них нет четких возрастных границ. Для классических, традиционных благоприятный возраст – 4-5 лет.
Существует пять популярных методик.
- Звукобуквенная, или метод Эльконина. Это достаточно сложная система, ориентированная на возраст 6-7 лет, поэтому не подходит для дошкольников.
- Традиционно-логопедическая. По этой системе составлен букварь Н. С. Жуковой. Сочетание классических и современных технологий обучения популярно в школах. К такому методу стоит подводить детей постепенно к 6 годам, чтобы упростить обучение в школе.
- Метод Домана. Гленн Доман – ученый-нейрофизиолог. Он разработал систему обучения чтению умственно-отсталых детей. На данный момент по этой системе занимаются и со здоровыми детьми на ранних этапах развития. Метод заключается в том, чтоб показывать ребенку слова, написанные яркими красными буквами, и повторять их по несколько раз в день. Таким образом развивается зрительная память, запоминаются буквы и слова.
- Метод Зайцева. Основывается на сложении готовых слогов, прописанных на кубиках. Подходит для дошкольников. Метод популярен, но официально не применяется в школах.
- Система Монтессори. Дети сначала учатся писать буквы, используя рамки и специальные вкладыши, а потом изучают сами буквы и соответствующие звуки.
В методике Домана изучаются сразу целые слова, а у Зайцева – слоги плюс слова, поэтому если вы выбрали данные методики, этап обучения слогоделению сливается с буквенным этапом. Когда ваш ребенок будет знать названия некоторых букв и звуков и у него будет хороший словарный запас, вы можете подключать следующие упражнения к занятиям.
Комплекс игр и упражнений
Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.
Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?
- Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
- «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
- «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
- «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
- «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
- «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
- «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
- «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
- Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.
Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.
в социальных сетях!
2 5,00 из 5
Какую методику обучения чтению вы выбрали для своего ребенка? Как быстро он научился делить слова на слоги?
Источник: https://Razvivashka.online/chtenie/delit-slova-na-slogi
Как делить слово на слоги? Открытые и закрытые слоги. Перенос по слогам
Слог — это минимальная произносительная единица в русском языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков.
Ученики школ и студенты филологических направлений часто сталкиваются с заданиями из разряда: «Разделите слова на слоги». Казалось бы, справиться с подобной задачей очень легко. Однако, нередко у людей возникает вопрос: «Как правильно делить слова на слоги?».
В статье вы найдете ответ на этот вопрос. Познакомитесь с основными правилами и узнаете, как научить ребенка делить слова на слоги.
Трудности слогораздела
Обычно не возникает проблем с разбиванием на слоги простых слов. Любой из нас сможет справиться со слогоразделом существительного «вода». Но как делить слово на слоги, если оно сложное по своему составу?
Возьмем для примера причастие «рассмотренный». Как правильно провести слогораздел: «рас-смо-тре-нный», «ра-ссмо-трен-ный», «ра-ссмо-тре-нный»? Верным ответом является третий вариант, но почему? Для того чтобы разобраться, познакомимся с основными правилами деления слова на слоги.
Особенности слогораздела
Слогораздел в русском языке подчиняется не только закону открытого слога, но и закону восходящей звучности. Суть заключается в том, что слоги в слове расположены по нарастающей: от менее звучного к более. Отсюда вытекает несколько правил. Они подскажут, как правильно делить слова на слоги:
- Если в слове встречается согласный, который стоит между двумя гласными, он отходит к последующему слогу (то-пот, пу-ле-мет, вы-вод, и-ко-на, ка-ли-на);
- Сочетание нескольких шумных (все согласные, кроме сонорных) относят к следующему слогу (е-зда, ру-чка, мо-ли-тва, ка-ли-тка);
- Группа из шумного и сонорного согласных звуков причисляется ко второму по очереди слогу (ва-жный, со-про-ти-вле-ни-е, о-смы-сле-ни-е);
- Несколько сонорных согласных, стоящих в одном слове между гласными, относят к следующему слогу (а-лмаз, а-рми-я, по-мню);
- В сочетаниях сонорных и шумных между гласными первый звук отходит к слогу, стоящему перед ним (нель-зя, пол-ка, нор-ка, мер-ца-ни-е, вор-си-нка);
- Повторяющиеся согласные отходят к слогу, идущему за ними (во-жжи, Ро-сси-я, ко-ло-нна, а-лле-я);
- Если в слове встречается “й”, стоящий перед сонорным или шумным, он причисляется к предыдущему слогу (мой-ва, лей-ка, ка-на-рей-ка, те-ло-грей-ка).
Запомнить эти правила не сложно, но они помогут вам с легкостью определить, как делить слово на слоги верно.
Алгоритм выполнения слогораздела
Мы разобрали теорию, которая поможет нам делить слова по слогам. Теперь перейдем к практической части. Успешно определить, сколько слогов в слове, нам поможет простой план:
- Выпишите слово, данное в задании, на отдельный лист.
- Определите, сколько гласных звуков входит в его состав.
- Проведите начальный слогораздел после каждого гласного звука.
- Посмотрите, нет ли в слове сложных мест: групп согласных, сонорных или удвоенных звуков.
- Если есть, измените границу слога в соответствии с правилами.
Следует помнить, что перенос по слогам и слогораздел не равны друг другу. Перенос слова осуществляется, исходя из морфемного состава слова. Мы не можем отделить букву от приставки или суффикса.
Деление слова по слогам позволяет дробить целые морфемы на части в соответствии с правилами слогораздела. Для примера рассмотрим глагол «поднимать». Для переноса оно будет члениться следующим образом: «под-ни-мать». Деление по слогам будет отличаться: «по-дни-мать».
Учим детей читать по слогам
Сейчас многие мамы стараются научить читать своего ребенка как можно раньше. Одним из самых эффективных способов в этом деле является чтение по слогам. Малышу не объяснишь, как делить слово на слоги при помощи сложных правил. Поэтому в ход идут игровые методики.
Начинать заниматься с ребенком можно уже с одного года. Упражнения, направленные на развитие навыков чтения, способствуют улучшению памяти, развитию абстрактного мышления. Учат ребенка мыслить логически, сопоставлять. К тому же занятия можно превратить в веселую игру.
Как научить ребенка делить слова на слоги?
Для начала выучите с ребенком алфавит. В этом помогут книжки с яркими картинками, кубики. Доски, на которых можно закреплять разноцветные буквы.
Затем объясните, что существуют гласные и согласные звуки. Гласные произносятся долго и звонко. Согласные — коротко и глухо. Расскажите малышу, что дольше всех тянется ударный слог.
Произнесите вслух несколько простых слов и попросите ребенка определить, какой звук находится под ударением. Выбирайте существительные, с которыми малыш хорошо знаком. Для тренировки подойдут слова: “мыло”, “вода”, “рука”, “нога”, “лицо”, “тело”.
Объясните, что количество гласных соответствует числу слогов. Если ребенок уже умеет считать, попробуйте вместе с ним выяснить, сколько гласных в этих словах: “морковь”, “лук”, “тарелка”, “капуста”, “игрушка”, “телевизор”.
Познакомив ребенка с основами, переходите к игровым упражнениям.
Сделайте карточки, на которых будут написаны слоги на каждую согласную букву алфавита. Для того чтобы систематизировать методику, располагайте сочетания согласных и гласных в одном порядке на каждой карточке. Например: «ма, мя, мы, ми, мо, мё, му, мю».
Дайте ребенку карточку, пусть он смотрит на слоги, пока вы зачитываете их вслух, и повторяет. Это упражнение поможет развить визуальную память. Со временем ребенок сможет узнавать слоги и выговаривать их без вашей помощи.
Сделайте таблички, на которых будут написаны сочетания букв. Попросите ребенка составить из них слово и прочитать его. Для начала предложите ему карточки со слогами «ма», «па». Пусть малыш составит хорошо знакомые ему слова: «мама» и «папа».
Научиться читать по слогам ребенку помогут игровые кубики, на которых нарисованы сочетания гласных и согласных звуков. Наборы магнитных букв.
Старайтесь придумывать для малыша различные игры, чтобы подогревать интерес. Например, предложите ему отправить одну букву в гости к другой и посмотреть, что получилось.
Переходим от простого к сложному
Когда ребенок освоит азы, начинайте усложнять задания. При этом продолжайте проводить занятия в игровой форме.
Предложите ребенку несколько слов, которые отличаются только одной буквой. Пусть он определит, в чем различие между ними. Например, слова: “мыло” и “мило”, “дом” и “дым”.
Выберите десяток слов, состоящих из двух слогов. На каждый слог потребуется по одной карточке. Перемешайте листочки и попросить ребенка составить из них слова. Подойдут существительные “рама”, “мама”, “папа”, “дача”, “рука”, “нога”, “лицо”, “мыло”, “тело”, “мясо”.
Научите ребенка делать перенос по слогам. Для этого выпишите на листок несколько двухсложных слов в столбик. Пусть ребенок проведет черту после каждой гласной, а затем произнесет вслух, делая небольшие паузы на месте слогораздела.
Возьмите два листа с одинаковым текстом. Пусть это будет сказка или небольшой детский стишок. Попросите ребенка следить за словами, пока вы читаете. Через какое-то время делайте паузу и спрашивайте ребенка, где вы остановились.
Читайте с малышом небольшие сказки по ролям.
Для занятий любого рода выбирайте забавные детские тексты, вызывающие интерес у ребенка. Это могут быть стихи, сказки, небольшие статьи о животных. Просите пересказать прочитанное. Это поможет развить память и речь малыша.
Несколько советов для тех, кто хочет научить ребенка читать
Прежде чем приступить к занятиям, убедитесь, что ваше чадо готово к обучению. У него сформирована речь, он может составлять небольшие рассказы. Нет дефектов произношения.
Начинайте с простого, постепенно переходите к сложному. На каждом новом занятии повторяйте материал предыдущего.
Придерживайтесь игровой методики. Она поможет вам привить малышу любовь к чтению и желание учиться.
Занятия по изучению слогов начинайте с простейших сочетаний. Используйте слова, которые знакомы ребенку. Постепенно усложняйте тренировки.
Не ждите от ребенка скорых результатов. Учиться читать он будет постепенно. Для начала дайте ему освоить односложные и двухсложные слова. Подбирайте задания с ними, пока малыш не начнет справляться на «отлично».
Когда с легкими словами будет покончено, попробуйте тренировать чтение целых предложений по слогам. Постепенно увеличивайте объем чтения.
Простые советы, приведенные в этой статье, помогут легко и эффективно научить вашего ребенка читать по слогам. При этом малыш будет проводить время с удовольствием, выполняя игровые задания.
Помимо навыков чтения, будет развиваться память, внимательность, логическое и абстрактное мышление, будет расширяться кругозор ребенка.
Источник: https://FB.ru/article/238120/kak-delit-slovo-na-slogi-otkryityie-i-zakryityie-slogi-perenos-po-slogam