Как убрать восьмерку на колесе
Исправление восьмерки, яйца и зонта колеса велосипеда
Подробности 50322
Восьмерка на колесе, наверное, самый распространенный вид неисправности на велосипеде. Практически каждый велосипедист, рано или поздно встречается с ним, но не каждый знает что исправить восьмерку на колесе велосипеда не очень сложно, и под силу каждому.
На колесо, во время движения, воздействуют несколько типов нагрузок:
- Вертикальные нагрузки – возникают под весом велосипедиста и велосипеда;
- Поперечные нагрузки – возникают во время разгона и торможения;
- Осевые нагрузки – возникают во время резких поворотов и маневров.
И с течением времени, под влиянием этих нагрузок, форма колеса может измениться и образуется “восьмерка”, даже если вы катались только по ровной дороге.
На скорость образования восьмерки и ее размер влияют несколько факторов: стиль катания на велосипеде, правильность настройки колеса, материал из которого оно сделано.
Соответственно чем качественней обод колеса – тем реже его придется исправлять.
Дефекты обода колеса велосипеда
Новый обод колеса должен быть идеально круглым и плоским в профиле. Но в процессе эксплуатации и воздействии упомянутых выше нагрузок он деформируется, наиболее частыми бывают следующие дефекты.
- Восьмерка – дефект образующийся выгибанием в сторону части обода, и плоскость ее вращения перестает совпадать с плоскостью вращения остального колеса. Является самым распространенным дефектом.
- Зонт – дефект возникает когда колесо устанавливают не посередине между перьями рамы. Учтите, что некоторые колеса специально выпускают со смещенным зонтом. И если он не мешает езде можно не обращать на него внимания.
- Яйцо – дефект возникает когда обод колеса сплющивается и превращается из круга в овал. Появляется реже восьмерок, обычно после приземления с большой высоты.
Исправление восьмерки и других дефектов колеса является не сложным, но весьма кропотливое занятие. Чтобы все получилось требуется не столько умения, сколько усидчивость и терпение. Перед началом исправления восьмерки колеса приготовьте следующее:
- Само колесо – новичку лучше сперва исправлять колесо на котором одна или две восьмерки, иначе он может запутаться;
- Кусочек мела или белый маркер – чтобы отмечать места искривления;
- Спицевой ключ – важно подобрать ключ точно по размеру ниппелей спиц;
- Станок для правки колес – нужен только в особо сложных случаях, колеса на которых мало восьмерок можно исправлять не снимая колесо с велосипеда.
Исправление восьмерки на колесе велосипеда
Для поиска восьмерки раскрутите колесо, и медленно приближайте мелок к ободу колеса. Как мелок начнет задевать обод уберите его и место, где он оставил отметку покажет направление и место восьмерки.
Далее начинаем исправление – ослабляем натяжение спиц с одной стороны и подтягиваем с другой. Но ослабление о подтягивание спиц надо проводить аккуратно и пропорционально, постоянно следить за тем, чтобы не образовалось яйцо.
Есть несколько вариантов восьмерок, далее я опишу какие спицы надо использовать для исправления:
1. Если восьмерка образовалась между двумя спицами – одну спицу следует немного подтянуть, а вторую на столько же ослабить.
2. Если восьмерка образовалась напротив какой-то спицы – спицу, напротив восьмерки надо подтянуть на четверть оборота, а соседние с ней спицы ослабить на одну восьмую.
3. Восьмерка образовалась напротив нескольких соседних спиц – надо спицу расположенную ближе к центру восьмерки подтянуть сильнее всех остальных (на пол оборота), далее , чем дальше от центральной, тем слабее подтягивает/ослабляем остальные спицы.
Проведя настройку обода, вновь раскручиваем колесо и проводим проверку, если восьмерка пропала или уменьшилась значит все сделали правильно, а если восьмерка увеличилась возвращаем ниппели в исходное положение. Затем надо провести те же операции, но наоборот – спицы которые закручивали надо открутить, а соответственно те, которые откручивали закрутить.
Исправление яйца на колесе велосипеда
Первым делом нужно найти место появления яйца. Берем мелок, раскручиваем колесо и подводим медленно мелок к ободу снаружи колеса. Как только мелок начинает касаться обода, получается там и яйцо.
Для исправления яйца спицы нужно подтягивать с обоих сторон обода одинаково, в противном случае может образоваться восьмерка. Спицы находящиеся ближе к центру яйца подтягивать нужно сильнее, получается, если центральную спицу подтянули на пол-оборота, соседние с ней надо подтягивать только на четверть оборота.
Не стоит расстраиваться, если не получится исправить восьмерку с первого раза, повторюсь, эта работа требует усидчивости. Также важен опыт, чем больше восьмерок вы исправите, тем легче будет исправлять очередную.
Исправление зонта
Настройте и установите зонтомер на ось колеса. Его ноги должны касаться обода, а указатель центра совпадать с осью колеса и касаться ее.
Далее переверните колесо. Не перенастраивая зонтомер приложите его к другой стороне колеса. Если его ноги не касаются обода, а указатель центра соприкасаться с осью то спицы с этой стороны колеса необходимо подтянуть. Если его ноги касаются обода, а указатель центра не достает до оси колеса, то спицы с другой стороны обода надо подтянуть.
Не допускать при исправлении восьмерок
Не допускайте ослабления отдельных спиц, иначе они могут сломаться во время езды. Если после настройки остались ослабленные спицы, их следует подтянуть, а вместе с ними подтянуть соседние (но слабее чем предыдущую), затем повторить настройку колеса.
Не перетягивайте спицы, они могут повредить обод. Если после настройки оказалась сильно перетянута спица, ослабьте ее, и ослабьте соседние спицы (но слабее чем предыдущую), затем повторите настройку.
Источник: http://velosreda.ru/ispravlenie-vosmerki-na-kolese-velosipeda
Как исправить восьмерку колесе на велосипеде?
Среди всех составных элементов велосипеда самым консервативным можно назвать спицевое колесо.
Такой тип колес устанавливается на большинство байков и представлен простой конструкцией: центральная втулка, обод и спицы, которые соединяют обод с осью вращения.
В процессе эксплуатации велосипеда колесо подвержено статическим, динамическим и ударным нагрузкам, в результате чего нередко могут возникнуть изменения его формы.
Деформация типа «восьмерка» – что это
Искривления велосипедных колес связаны с нарушением конфигурации ободьев. Иными словами, колесо перестает быть круглым.
Распространенным вариантом является так называемая восьмерка, когда наблюдается отклонение части (или нескольких частей) обода от плоскости вращения.
При вращении эти области описывают траектории в виде восьмерок вокруг центральной оси вращения. При езде на велосипеде этот дефект выражается в биениях или виляниях на ходу.
Ездить с восьмерками можно, но вряд ли это доставит удовольствие. Кроме того, деформированные колеса менее стойки к нагрузкам, что повлечет за собой дальнейшее искривление и полную непригодность обода. Можно ли самостоятельно исправить восьмерку на колесе велосипеда? Да, и это совсем несложно. О том, как это делается, читайте далее в статье.
Определение искривлений на колесах
Итак, есть подозрение на возникновение деформации колеса, и осталось точно определить, в каком конкретном месте она образовалась. Переворачиваем велосипед вверх колесами и четко фиксируем его.
Первый метод определения – визуальный, позволяющий найти место расположения крупных и средних дефектов. Колеса необходимо сильно раскрутить, так как на малых скоростях восьмерки, даже самые грубые, проявляются плохо.
Заднее колесо можно вообще крутануть педалями.
Искривленные участки уходят от плоскости вращения в сторону. На максимальном отклонении колеса надо быстро схватить в этом месте.
Сделать это на высоких скоростях непросто, да и рука может соскользнуть, поэтому лучше прибегнуть к следующему способу.
Второй метод – контактный, заключается в отметке поврежденной области. В качестве индикатора можно взять маркер, а лучше обычный мелок. Крутим колесо и медленно подводим мелок к ободу. Первым делом он чиркнет по краю выпуклости восьмерки.
После того, как «вершина» определена, колесо необходимо раскрутить еще сильнее и продолжить приближать мелок. Так определяется вся область искривления. Как только мелок «пробежит» по всему ободу, испытания можно считать законченными.
Очаг восьмерки четко выделится жирной линией на фоне бледной полосы по всей окружности.
Так фиксируется искривление обода
Устранение дефектов велосипедного колеса
Когда область искривления колеса найдена, пора приступать к его выпрямлению. Сделать это своими руками под силу каждому владельцу двухколесного транспорта, тем более что подобные проблемы могут возникать с завидной регулярностью. Существует два способа самостоятельного устранения восьмерки:
- Силовое выпрямление, или «коленом», как говорят велосипедисты.
- Метод подтяжки и ослабления спиц колеса.
Силовое выпрямление
Какие бывают размеры колес на велосипедах?
Чтобы убрать изгиб таким способом, потребуется снять колесо с рамы. Покрышку с камерой в этом случае снимать не нужно.
Поворачиваем выпуклостью к себе и хватаемся за обод и шину с обеих сторон. При средних деформациях оптимальный захват колеса – положение «10» и «2», то есть по 60 градусов в обе стороны от очага восьмерки.
Приставляем колено к самой выпуклой области и с силой давим от себя.
Какое положение колеса позволит лучше всего выровнять обод? Если сил в ноге достаточно, то давить можно и на весу. Альтернативный вариант – поставить колесо вертикально дефектным участком вверх. Здесь понадобится помощь напарника. Он должен крепко прижимать колесо к полу. После выправления колесо надевается на раму и снова проверяется методом вращения.
Назвать этот метод эффективным нельзя по нескольким причинам:
- Невозможно выгнуть мелкие изгибы.
- Обод может перегнуться в другую сторону.
- Неудобно.
- Низкая точность.
- Не каждый обод так просто может подвергаться простому силовому воздействию.
Относительно неплохо данный способ работает где-нибудь в дороге, когда восьмерка образовалась внезапно из-за наскока на крупное препятствие и ее необходимо срочно выправить, чтобы доехать до пункта назначения.
Регулировка колесных спиц
Переходим ко второму варианту устранения кривизны обода. Регулирование спиц заключается в их поочередном ослаблении и подтягивании. Для работы с ними нам понадобится специальный инструмент – спицевой ключ. Это незатейливое приспособление представляет собой кругляш с квадратными отверстиями сбоку под разные размеры спиц. Купить ключ без проблем можно в любом веломагазине.
Внимание! Изменять натяжение спиц следует только спицевым ключом, и ни в коем случае не плоскогубцами или разводными гаечными ключами!
Чтобы выровнять восьмерку на колесе велосипеда, понадобится терпение, особенно тем, кто делает это в первый раз. Шины необходимо полностью снять.
Сначала следует проверить натяжение всех спиц. Зачастую обод искривляется из-за их общего ослабления. Проверить это просто: когда спицы явно болтаются и «слушаются» пальцев как струны на гитаре, то необходима их подтяжка примерно на 1 оборот по всему колесу. Если такой проблемы не наблюдается, то ничего трогать не надо: так можно только усугубить восьмерку.
Отмечаем дефектную область и приступаем к «центральной» спице – той, которая расположена у выпуклости. Поворот спицы осуществляется в сторону, противоположную направлению выпуклости. Спицы по бокам от нее ослабляются. При восьмерке на три спицы схема выпрямления следующая:
- Затяжка центральной на четверть оборота ключа.
- Ослабление крайних спиц на восьмую часть оборота: сила ослабления вдвое меньше силы натяжения по центру.
Устранение маленькой восьмерки
При восьмерке на 7 спиц ремонт колеса делается так:
- Натягивается центр на пол-оборота.
- Ослабляются две спицы (вторая и третья) по бокам на ¼ оборота ключа.
- На 1/8 затягиваются четвертая и пятая спицы.
- Ослабляются шестая и седьмая (крайние) спицы на 1/8 оборота.
Выпрямление большой восьмерки
Чередование натяжения и растягивания проводится таким образом, чтобы крайние спицы на восьмерке были ослаблены. Для проверки результата колесо вешается на велосипед и тестируется на остаточную кривизну.
Если восьмерка выгнулась в обратную сторону, следует убрать все натяжение и усилить момент затяжки на ослабляемых спицах и снова повторить процедуру, но уже с меньшими силами затягивания и ослабления.
Несмотря на то, что придется изрядно повозиться, можно добиться идеального результата – выпрямления колеса до ровного круга.
И если в первый раз работа может затянуться слишком долго, то при последующем возникновении восьмерки ремонт пойдет куда быстрее.
Теперь при появлении дефекта на колесе можно не откладывать байк в сторону, а быстро подрегулировать спицы самостоятельно и возобновить поездки.
Источник: https://VeloFans.ru/remont/kak-pravilno-ispravit-vosmerku-velosipede
Как исправить восьмерку на колесе велосипеда. Мануал плюс видео
Прогулки на велосипеде дарят массу приятных впечатлений и благоприятно влияют на здоровье человека. Но наезд на серьезную кочку может омрачить поездку. Как в любом транспорте, колеса испытывают на себе всю мощь ударов и неровностей на дороге.
При попадании в яму или наскоке на какой-либо предмет, обод может деформироваться или, как говорят, получить восьмерку.
В этой статье мы рассмотрим методы точного определения искривления, а также как грамотно исправить восьмерку.
Что такое восьмерка?
Если быстро прокрутить деформированный обод, можно заметить, что колесо повторяет контур восьмерки.
Это происходит, потому что при ударе одна или несколько частей обода погнулись и отклонились от плоскости.
Хотя восьмерка – это не катастрофическое повреждение, и ездить с данным дефектом колес можно (конечно, если обод не совсем изогнут), удовольствия такая поездка не принесет.
Во-первых: вращение деформированного обода будет сопровождаться толчками и ударами, которые скажутся на велосипедисте.
Во-вторых: вращение такого колеса потребует приложения больших усилий.
А в-третьих: если в ближайшее время не исправить дефект, он может привести к более серьезным и дорогостоящим поломкам «железного коня».
Определение восьмерки
Чтобы точно выровнять обод, необходимо правильно определить местоположение изгиба. Сделать это можно двумя способами:
- Визуальный;
- С использованием метки.
Наиболее традиционный метод определения неисправностей, который испытывал каждый юный велосипедист во дворе, это визуальный осмотр колеса.
Для этого необходимо перевернуть агрегат вверх колесами и сильно прокрутить обод. На скорости вы сможете четко заметить искривленный участок.
Главное – закрутить посильнее. Однако, определив дефект, необходимо точно запомнить участок или резко остановить колесо рукой, чтобы не потерять место искривления.
Данный метод имеет свои недостатки. Главный из них – ненадежность наших глаз. Они не всегда могут определить мелкие восьмерки, тем более, если искривленных участков больше одного.
Другой минус заключается в запоминании поврежденного сектора. Поэтому данный способ можно применять, когда у вас под рукой нет инструментов или вы находитесь в дороге.
Второй метод более точный. Он заключается в установке отметок на искривленном участке колеса. Но, если для визуального осмотра снимать покрышку с обода не требовалось, то при данном методе определения дефекта необходимо освободить колесо.
Перевернув велосипед вверх колесами, прокрутите искривленный обод и медленно приближайте к его тыльной стороне мелок или маркер. Выпуклая часть заденет мел, и отметка на искривленном секторе будет установлена.
Продолжайте медленно приближать мелок к колесу до тех пор, пока он не начертит контур по всему радиусу. Это необходимо для определения менее заметных восьмерок. Места очерченного контура, где след мела становится толще, и есть восьмерка.
Данный метод определения неисправности требует больше времени и подготовительных работ, но благодаря ему вы сможете точнее определить даже незначительные изменения формы колеса.
Методы исправления
Чтобы исправить восьмерку на колесе велосипеда, Вам не потребуется специальных навыков. Все, что вам нужно – это терпение, аккуратность и специальный ключ для регулировки спиц.
Но сначала нужно отметить, что существует два способа исправления:
- Силовой;
- Через регулировку спиц.
Силовой метод
Первый метод велосипедисты в своем кругу называют «дедовским» или «выпрямление коленом». Он заключается в применении грубой силы, воздействующей на обод. Определив место нахождения восьмерки, уприте обод искривленным участком в колено.
Взявшись обеими руками за колесо (лучше в местах на 10 и на 2 часа), надавите на него. После выпрямления стоит снова надеть его и провернуть для выявления неисправностей. При правильном упоре и достаточном применении силы восьмерка уменьшится.
Данный способ не поможет исправить мелкие искривления. Более того, при сильном воздействии восьмерка может появиться с других сторон. Поэтому «коленный» метод хорошо подойдет, если вы находитесь в пути, и вам требуется поправить обод, чтобы доехать до ближайшей мастерской или собственного гаража.
Регулировка спиц
Этот способ основан на затягивании и ослаблении спиц в местах дефекта. Для этого Вам понадобится специальный ключ, который можно недорого приобрести в любом веломагазине.
Нельзя закручивать спицы плоскогубцами, разводными ключами и другими инструментами, не предназначенными для этого. Иначе Вы можете повредить крепления.
Определив место искривления, необходимо затянуть центральную спицу, приходящуюся на крайнюю точку выпуклости, и ослабить боковые.
При этом направление затягивания является противоположным направлению восьмерки, а величина ослабления будет в 2 раза меньше степени затягивания.
Таким образом, если Вы выпрямляете восьмерку на три спицы, необходимо затянуть центральную спицу на четверть оборота и ослабить боковые на 1/8.
Если Вы исправляете восьмерку на 7 спицах, необходимо затянуть центральную спицу на половину оборота. При этом направление затягивания должно быть противоположным направлению восьмерки.
Две боковые спицы необходимо ослабить на четверть. Следующие две по бокам рекомендуется подтянуть на 1/8, а две последние – ослабить на 1/8 оборота. Таким образом, центральная спица, приходящая на высшую точку восьмерки всегда затягивается, а крайние элементы – ослабляются.
После этого необходимо снова установить колесо и проверить его на наличие искривлений. Если восьмерка вышла в другую сторону, приведите спицы в исходное положение (затянутые – ослабьте, а ослабленные — подтяните) и повторите операцию, но уже с меньшими оборотами.
Изначально процедура исправления восьмерки на колесе велосипеда требует терпения и времени. Но научившись однажды, Вы сможете качественно устранять дефекты колес и наслаждаться приятной поездкой на своем байке.
руководство по исправлению восьмерки:
Советуем почитать:
Источник: https://velife.ru/remont-i-uxod/kak-ispravit-vosmerku-na-kolese.html
Исправление восьмерки на колесе велосипеда
Когда колесо Вашего городского коня деформируется, это — неприятно. Решение купить новое не всегда рационально. Активная езда постоянно сопровождается их искривлением. Можно избежать лишних трат, исправив поломку самостоятельно.
Определяем вид искривления
Понять, в каком состоянии обод, можно, поставив велосипед, перевернув его вверх колесами. Раскрутив кривое колесо, надо посмотреть на его вращение по оси. Равномерно крутится – значит, все с ним в порядке.
В случае заметных смещений относительно оси вращения при осмотре со стороны и сверху, можно считать, что у него «восьмерка» или другая деформация. При таких проблемах ездить, конечно, можно, однако удовольствия будет мало, так как управляемость велосипеда резко сократится.
Со временем деформации приведут к полной негодности изделия.
Восьмерка – самый распространенный дефект.
При нем часть обода смещается относительно плоскости вращения. Другая проблема – «яйцо», что означает потерю круглой колесом формы. Еще бывает деформация типа «зонт». Такое происходит из-за некорректной установки деталей на заводе. В статье изучим, что делать с восьмеркой.
Точное место проблемы
Определяется место искривления визуально или с помощью обычного мела. Для этого колесо раскручивается, к нему подносится мелок. Место с выступом окажется окрашенным в белый цвет. После того, как место деформации найдено, остается исправить выявленную восьмерку на колесе велосипеда. Имеется несколько способов устранения проблемы.
Другие способы
Выровнять восьмерку можно отверткой. Сняв покрышку, регулировать натяжение спиц, раскручивая нипели со стороны обода. Для этого спицевой ключ не нужен.
Виды переключателей скоростей на велосипеде
Также можно отвезти велосипед в мастерскую, где профессионалы все сделают сами. Это – простой способ, не требующий особенных усилий. Имея мало опыта, в домашних условиях может не получиться убрать сильную восьмерку на колесе сразу.
Устранение проще предотвратить, чем заниматься длительной и кропотливой работой. Для профилактики надо:
- Периодически проверять уровень натяжения спиц.
- Осторожно ездить на велосипеде по пересеченной местности.
Возможные проблемы и нюансы
Исправление восьмерки требует опыта. Многие трудности можно устранить, зная о «подводных камнях»:
- Часто восьмерка на колесе велосипеда сочетается с дефектом в виде «яйца». Устранять их следует одновременно.
- После завершения работы важно проверить спицы. Они не должны быть перетянуты, слишком свободно болтаться. В последнем случае их надо подтянуть, иначе могут легко переломиться. Слишком сильное затягивание может способствовать порче нипеля или камеры.
- Так как порой возникает необходимость выправить восьмерку на колесе велосипеда самостоятельно, приходится пользоваться подручными средствами. Можно взять обычные пассатижи или маленький разводной ключ. Однако есть риск повредить нипели. Поэтому данный грубый способ не желателен.
- Если неравномерно уменьшать, используя ключ, силу натяжения соседних спиц, наряду с восьмеркой легко получить деформацию в виде «яйца».
- Важно как можно быстрее выпрямить восьмерку, поскольку из-за нее быстро разрушаются ободные тормоза, расшатывается втулка колеса. Кроме того из-за ухудшения ездовых качеств велосипеда повышается риск падения с него.
Источник: http://extrimal.ru/veloekstrim/ispravlenie-vosmerki-na-kolese-velosipeda/
Как исправить восьмёрку на колесе велосипеда
Такое повреждение, как восьмёрка, преследует всех велосипедистов. Особенно сильно от этого страдают владельцы больших колёс – 28 и 29 дюймов.
Исправлять их желательно научиться самому, так как обращаться каждый раз в мастерскую и накладно, и займёт много времени.
Для обычного исправления, если у вас не клещевые спортивные, а обычные ободные тормоза, можно обойтись без станка для балансировки или иных приспособлений, достаточно будет спицевого ключа.
Виды восьмёрок
В зависимости от характера, можно условно поделить все искривления колёс на два вида – восьмёрка и яйцо.
- Восьмёрка – это искривление обода колеса, при котором он во время вращения создаёт биение в направлении оси вращения.
- Яйцо – искривление обода, при котором он будет создавать биение в радиальном направлении, вдоль спиц.
По степени тяжести можно также выделить несколько групп:
- Лёгкие искривления – спицы целы, сам по себе обод находится в хорошем состоянии, необходимо лишь исправить натяжение спиц. Возникает это в результате длительной, но аккуратной езды, когда со временем растягиваются спицы, крепёжные отверстия во втулке. Обычно биение при этом не превышает 3 мм.
- Средние искривления – когда геометрия колеса отклонилась от нормального положения более чем на три миллиметра, спицы целы, обод не деформирован. Биение – более 3 мм. Такая ситуация происходит при ударах о бордюр, неаккуратном съезде, столкновении с другим велосипедом, падения с мостика через ручей и т.д.
- Сильные искривления – спицы повреждены, обод деформирован, отклонения от нормального положения во время вращения составляет более 3 мм. Это происходит при сильных ударах, столкновении с машиной, падении с большой высоты или столкновениях на скорости с препятствием. Для больших колёс сильные искривления могут наступать в случаях, описанных в п.2 этого списка.
В первых двух случаях не потребуется выполнять каких-то дополнительных закупок материала, новых спиц или обода. В последнем случае придётся докупить спицы, выбраковать деформированные, при деформации обода – заменить его. Придётся также полностью переспицовывать колесо вне зависимости от того, целы ли все спицы или нет.
Инструменты и материалы для работы
- Спицевой ключ
- Динамометр или безмен
- Смазка типа «Солидол» или «Литол 24»
- Монтировка для покрышки
- Ключи, съёмники и отвёртки для того, чтобы снять колесо и трещотку – они могут быть разными для разных моделей.
- Небольшая отвёртка для ниппелей с прямым шлицем
- Спицы нужной длины
- Обод
- Ступица
Далеко не все инструменты и материалы являются обязательными. К примеру, если спицы не нуждаются в замене, то исправить восьмёрку можно и без них. Если обод в порядке – новый не понадобится.
Если не нужно снимать трещотку или звезду – никаких съёмников не нужно. Если вообще никаких замен не надо, только перетянуть спицы – понадобится один спицевой ключ.
Как выбрать спицевой ключ
Этот инструмент – самый важный. От него зависит, сколько восьмёрок выдержат ваши ниппеля и комфорт работы. Существуют ключи двух типов: фрезерованные, в виде круглой штучки с прорезями под различные гайки ниппелей спиц, и штампованные, с одним-двумя пазами под гайку.
Выбирать надо фрезерованный. Пусть он стоит и дороже, но и прослужит дольше, и работать с ним удобнее.
К тому же им можно спицевать не только колёса обычного велосипеда, но и колёса скутеров, мопедов, мотоциклов, велосипедов для шоссейных гонок с малыми ниппелями, велосипеды для экстремальной езды.
Процесс исправления малой восьмёрки
Малая восьмёрка – это искривление, которое было описано в п.1 списка о степени тяжести искривлений. Сюда также относится и «яйцо», которое затрудняет езду, но восьмёрки доставляют больше неприятностей – с ними не будут работать ободные тормоза.
При исправлении осевого биения обода (восьмёрки) выявляется участок обода, на котором биение существует:
- Велосипед переворачивают и ставят на руль и седло.
- Колесо остаётся в рабочем положении, можно даже не снимать покрышку. К ободу приставляют неострый твёрдый предмет, опирая на заднюю вилку с одной стороны обода. Можно использовать гаечный ключ
- Выявляют участок, на котором есть биение. Удобно приставлять ключ с одной и с другой стороны, биения типа «выпуклости» обнаруживать проще – если с одной стороны это впадина, с другой будет выпуклость.
- Подсчитывают количество спиц, формирующих участок с биением.
- Спицы с той стороны, от которой обод во время биения отдаляется, подтягивают. С противоположной стороны – ослабляют. Ослабление и натяжку проводят неодинаково для всех спиц – с краёв участка с восьмёркой тянут меньше, в середине восьмёрки – больше. За один проход максимальное натяжение или ослабление – не более четверти оборота ключа.
- Проверяют радиальное биение («яйцо»). Если оно есть – исправляют, как будет описано далее. При шинах с глубоким «горным» рисунком их лучше снять – иначе «яйцо» нельзя будет определить. Биение определяют по отклонениям при вращении обода.
- Проверяют результат, при необходимости – повторяют п.1 – п.6
- Когда биение достигает минимума, проверяют натяжение спиц. Они должны быть натянуты с усилием по динамометру не более 8 кг и не менее 5. Чем длиннее спицы – тем более одинаково они должны быть отрегулированы. Проверяют так – натягивают динамометром спицу в середине и смотрят, при каком усилии она начнёт видимо отклоняться от положения.
При перекрёстной спицовке, если спицы переплетаются друг через друга, настоящее натяжение проверить очень сложно, поэтому такую спицовку применять нежелательно. Никаких преимуществ по прочности она не даёт, а работу затрудняет.
После натяжения спиц опять проверяют биение, при необходимости исправление повторяют. Когда всё нормально – восьмёрка исправлена.
Процесс исправления средней восьмёрки
Отличается от процедуры исправления малой восьмёрки тем, что предварительно ослабляют все спицы до того состояния, когда они начинают «висеть», затем их подтягивают, повторяя те же операции, что и при исправлении малой восьмёрки – пока не достигнут желаемого результата.
При подтягивании спиц до нужного усилия делают так – в начале подтягивают спицы от ниппеля шины в одном направлении через четыре, затем доходят до начальной и смещаются на одну. После этого также через четыре тянут в другом направлении.
Смещаются в том же направлении на одну и дальше тянут через четыре в том направлении, что и в начале, затем ещё раз смещаются и дотягивают остальные в противоположном. Такой способ обеспечит равномерное натяжение и минимум исправлений.
Если число спиц отличное от 36 – подтягивают с шагом в 3, 2, 5 спиц или другим подходящим.
Большая восьмёрка
При повреждениях обода и спиц, при сильных искривлениях, затрудняющих езду нужно разбирать колесо полностью. Снимают колесо, покрышку и камеру. Ослабляют все спицы и проверяют, деформировался ли обод. Если деформировался – его заменяют.
Не пытайтесь исправлять обод. Всё равно не получится – вы только сомнёте его края, и он будет непригоден для использования. Просто купите новый.
После этого выбраковывают сломанные спицы, проверяют целые, не деформировались ли они. Обращают внимание на состояние изгиба возле ступицы – он должен быть одинаковым на всех спицах. Те, что отличаются – заменяют.
Проверяют состояние отверстий ступицы. Если имеются растянутые до овала отверстия – ступицу также заменяют на новую
Спицы смазывают по всей длине, колесо собирают обратно. Сборка колеса – тема отдельной большой статьи. После этого производят подтяжку спиц до нормы, исправляют биение. Смазку со спиц убирают тряпочкой после сборки, иначе на них будет прилипать грязь. Смазка нужна, чтобы спицы не «тормозились» друг об друга и на резьбе, не задевали в отверстиях ступицы.
Исправление «яйца»
«Яйцо» – это искривление колеса в виде овала, при котором нет выраженной восьмёрки. Его исправляют в том же порядке, что и восьмёрку – находят нужный участок, стягивают спицы. В случае яйца необходимо подтягивать спицы равномерно, на восьмую часть оборота ключа, от краёв к середине. Если результат не достигнут – процедуру подтягивания повторяют.
Как избежать восьмёрки
- Ездить аккуратно
- Для больших колёс лучше использовать более дорогие спицы. Они не сильно превосходят дешёвые по механическим свойствам, но более равномерны по этим свойствам и меньше ржавеют. Дорогие спицы делают из нержавеющей стали.
- Если восьмёрка постоянно возникает – стоит попробовать поставить двойные обода; когда это не помогает – двойные стальные обода. Хоть они тяжелее и со временем ржавеют, однако комфорт езды и общее «здоровье» велосипеда этого стоят.
- Нужно отрегулировать работу механизмов велосипеда так, чтобы колесо не болталось и было надёжно закреплено на оси, чтобы педали также были жёстко закреплены и каретка не болталась в гнезде. Устранение люфтов значительно сокращает вероятность восьмёрки на колесе.
Источник: https://vevel.ru/news/vosmorka-na-kolese-velosipeda
Исправляем восьмерку и яйцо на колесе
Велосипедное колесо при воспринимает во время движения значительные нагрузки во всех направлениях – как в вертикальном (вес велосипедиста), так и в осевом (маневры, повороты, градусы), а также в поперечном (Разгоны и торможения). Причем величины усилий, воспринимаемых колесом, многократно превышают вес самого колеса.
Поэтому, даже если вы катаетесь очень аккуратно, на ободе все равно будут образовываться дефекты – то есть нарушения его геометрической формы. Конечно, если колесо собрано правильно и из качественных деталей, то эти дефекты будут небольшими, и их надо будет устранять не чаще одного-двух раз в год (обычно в начале сезона, а также после серьезных уборок).
Некачественные обода потребуют больше внимания – на них восьмерки могут образовываться после каждого катания.
Обод без дефектов представляет собой окружность, совершенно плоскую. Он должен располагается точно посередине относительно перьев вилки (а не относительно фланцев втулки!).
На ободе могут образовываться дефекты трех видов:
«Восьмерка» – когда обод перестает быть плоским, или когда часть обода не совпадает с плоскостью вращения. Чаще всего на уже собранных колесах образуются именно «восьмерки»
«Яйцо» – когда обод перестает быть окружностью, то есть какая-то его часть оказывается ближе к центру, чем другие.
«Яйцо» встречается реже восьмерки, обычно после неудачных приземлений.
«Зонт» – когда обод не устанавливается точно посередине между перьями вилки. Дефект этого типа это обычно является результатом неправильной сборки колеса.
Устранение дефектов обода
Желающие научиться исправлять дефекты обода самостоятельно, должны учесть, что правка колеса – это операция, которая требует не столько умения, сколько терпения и усидчивости. Потому что ничего сложного в этом деле, в сущности, нет. Собрать колесо полностью значительно сложнее, и для выполнения этой задачи начинающему велосипедисту лучше обратиться в мастерскую.
Что нужно для того, чтобы научиться править колесо?
- Готовое собранное колесо. Не следует начинать практиковаться на старом, убитом колесе, с множественными дефектами. Хотя его, с одной стороны, не жалко. Но с другой стороны, не всегда возможно выправить такое колесо до идеального состояния. Кроме того, устранить одну небольшую восьмерку проще, чем много пересекающихся восьмерок и яиц, особенно для начинающего веломеханика. Лучше начинать учиться на новом или почти новом ободе, пока он не обзавелся десятками восьмерок.
- Кусочек мела, чтобы отмечать дефектный участок.
- Спицевой ключ.
- Некоторое количество свободного времени.
- Станочек для правки колес использовать очень удобно, но необязательно. Небольшие восьмерки на колесе можно устранить, не снимая его с велосипеда, достаточно перевернуть велосипед вверх колесами. При этом правильность колеса можно контролировать относительно тормозных колодок или перьев вилки.
Для устранения восьмерки сначала надо найти на ободе место дефекта. Для этого раскручиваем колесо и медленно приближаем к ободу сбоку кусочек мела. Отмечаем мелом место, где обод деформирован, (мел в этом месте начинает задевать обод).
Таким образом определяем, в каком месте находится «восьмерка», и в какую сторону деформирован обод.
Для устранения «восьмерки» надо подтягивать спицы с одной стороны обода и ослаблять их натяжение с другой стороны.
Причем делать это надо согласованно – иначе на ободе может появиться другой дефект – «яйцо».
1) «Восьмерка» небольшая, дефектное место оказалось между двумя соседними спицами.
Подтягиваем одну спицу, например, на 1/3 оборота, а соседнюю ослабляем тоже на 1/3 оборота.
2) «Восьмерка» небольшая, дефектное место оказалось напротив какой-нибудь спицы.
Подтягиваем эту спицу, например, на 1/4 оборота, а две соседние ослабляем на 1/8 оборота.
3) «Восьмерка» затрагивает несколько соседних спиц.
Спицы, находящиеся ближе к центру дефекта, подтягиваем или ослабляем сильнее, чем те, которые находятся по краям.
После этого еще раз раскручиваем колесо и смотрим, что изменилось. Если восьмерка стала больше, чем была, то возвращаем все ниппели спиц в исходное положение, и еще раз разбираемся, в какую сторону их надо крутить. Если уменьшилась, но не до конца – значит, мы на правильном пути, но надо еще подкрутить ниппели в том же направлении.
Устранение “яйца”
Для устранения “яйца” тоже сначала надо найти на ободе место дефекта. Для этого раскручиваем колесо (со снятой покрышкой) и медленно приближаем к ободу кусочек мела (не сбоку, а снаружи). Отмечаем мелом место, где обод деформирован, (мел в этом месте начинает задевать обод).
Таким образом определяем, в каком месте находится выступающая часть «яйца». Для устранения «яйца» надо подтягивать спицы с обеих сторон обода. Причем делать это надо согласованно – иначе на ободе может появиться «восьмерка».
Если подтягиваем одну спицу на половину оборота ключа, то две соседние надо подтянуть на четверть оборота.
Обычно начинающим этот процесс надо повторить несколько раз, прежде чем «восьмерка» или «яйцо» исчезнет. Потом, по мере появления опыта, небольшие дефекты будут исчезать с первой – второй попытки.
При устранении восьмерок важно запомнить две особенности:
Во-первых, спицы нельзя перетягивать (можно повредить обод или ниппели). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались перетянуты, надо ослабить их вместе с соседними спицами, и повторить регулировку. Во-вторых, спицы не должны быть ослаблены (иначе они будут ломаться при езде). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались ослаблены, надо подтянуть их вместе с соседними спицами, после чего повторить регулировку. Вот и все, как видите устранение восьмерки и/ или яйца на велосипедном колесе вовсе не такое уж трудное дело, немного усилий и терпения и вы сможете спокойно править колеса самостоятельно, не обращаясь к механикам.
За испорченные вами обода мы ответственности не несем. 🙂
За статью благодарим неизвестного автора. 🙂
Источник: https://bmx.by/articles/masterskaya/ispravlyaem_vosmerku_i_yaytso_na_kolese/