Какой должна быть современная школа

Содержание

Современные школы: история, требования, проблемы. Модели современных школ

Какой должна быть современная школа

Историческому появлению школ способствовало желание людей познавать мир и расширять свои знания. Поэтому человек стремился к общению с мудрецами и жаждал перенять у них знания.

История современной школы

Первые школы появились в Риме и Греции. Зажиточные семьи отправляли своих детей к известным философам для получения знаний. Однако сначала обучение имело просто форму общения: философ со своим учеником проводил индивидуальные беседы, прохаживаясь по улицам.

Позже мудрецы стали ездить по городам и обучать простое население. Тут и появилась необходимость объединить желающих слушать лекции мудрецов в одну общую группу. В первое время в школах проводились одни устные уроки: беседа на различные темы, касающиеся государства, духовности.

И только в 300 годах нашей эры в школах стали обучать письму.

Таким образом произошло появление первых школ. При этом обучение в них проходило не в помещении, а на площадях, которые стали называть гимназиями.

Этапы развития школы

Можно выделить четыре основных этапа формирования школы:

  1. Античный.
  2. Средневековый.
  3. 17 век, европейские школы.
  4. Современный.

В античный период основное внимание уделялось изучению философии и религии.

В средневековый – углубленному изучению религии. Школы организовывали при монастырях, также изучали латинский язык, на котором проходили богослужения. Начали изучать основы письма и чтения.

Оканчивая школу при монастыре, ребенок мог стать помощником священника. Существовали средние школы, обучение в которых проходили только дети зажиточных родителей. В них преподавали грамматику, логику, геометрию, арифметику, астрономию, географию, музыку.

В средневековый период часто применялись телесные наказания.

Начиная с 17 века, в Европе стали открываться школы для девочек, где преподавали основы этикета, обучали танцам, рукоделию, уделяли внимание изучению литературы.

Школа 20 века

В 20 веке начинают массово появляться школы. Начальное образование становится обязательным, а позже – и среднее. Учебный процесс помещается в более строгие рамки.

Если в Древнем мире и Средневековье процесс обучения проходил преимущественно индивидуально и разнообразно, не носил обязательных временных рамок, то в школах 20 века происходит четкое закрепление времени, отведенного на обучение.

Появляются просторные помещения – школы, оборудованные большим количеством парт, где проходят занятия:

  • Уроки начинаются и заканчиваются по звонку.
  • Вводится школьная форма, одинаковая для всех.
  • Появляются портфели.
  • Используется одинаковая канцелярия.

Знания учеников оцениваются по конечному результату: контрольной и самостоятельной работам, экзамену, ответу на уроке. Во время обучения учитель стимулирует и мотивирует процесс получения знаний.

Ребенок должен быть заинтересован, при этом уметь нести ответственность за свои ошибки. Полученная оценка используется не только для контроля знаний, но и носит поощрительный или наказывающий характер.

Обязательный критерий, который выполняют современные школы, – воспитание ребенка. Без воспитания невозможно получить полноценно развитую личность.

Школа прививает дисциплинированность и усидчивость, стремится развить у ребенка самостоятельность, независимость, умение обосновывать свое мнение фактами.

Функции школы в обществе

Основная функция школы – дать знания и, в итоге, образование учащимся.

Однако современные школы не только предоставляют знания, но и помогают детям адаптироваться в социуме, учиться решать конфликтные ситуации, правильно вести себя в коллективе, строить дружественные отношения.

Учась в школе, ребенок готовится к взрослой жизни. У него формируются и закрепляются такие качества, как честность, патриотизм, ответственность.

Типы современных школ

Существуют такие модели современных школ:

1. Традиционная школа.

В основе обучения лежит четкий рабочий план, на основе которого проходит распределение часов на изучение всех дисциплин. Конкретный учебный материал рассматривается определенное количество часов. В плане обозначено количество контрольных работ и время подведения итогов.

Принцип обучения – учитель передает готовые знания ученикам.

2. Специализированная школа.

В таких школах присутствует углубленное обучение одного или нескольких предметов. Обычно это делается с выделением большего количества часов на эти уроки.

3. Школа-гимназия, лицей.

В основу образовательного процесса заложены принципы дореволюционного обучения академического уровня. В большинстве случаев в учебные планы таких школ добавляется изучение гуманитарных наук, таких как этика, эстетика, логика, философия, культура, иностранные языки. Для преподавания некоторых предметов могут приглашаться преподаватели высших учебных заведений.

Однако необходимо знать, что при появлении новых дополнительных наук количество часов на основные предметы не уменьшается, что приводит к большей загруженности ребенка и может отразиться на его нервной системе. Поэтому родители осознанно должны выбирать современные школы такого уровня и быть уверенными, что ребенок психологически готов к нагрузкам, особенно это касается младшей школы.

4. Инновационная школа.

Школа основаная на авторских разработках. В обучении используются специально разработанные или заказанные для них методики.

5. Школа, ориентированная на одну или несколько новых систем образования.

Обучение проходит по одной или нескольким современным методикам. Это, например, Вальдорфская школа, школа развития по методике Монтессори, Зайцева и других.

Вальдорфские школы основаны на философских учениях о том, что развитие способности к познанию – путь к совершенству человека.

6. Школа развивающего типа.

Такой тип школ более адаптирован под младшие классы. Например, на уроках математики, рисования дети вместе с учителем последовательно изучают исторические события, которые привели к конкретным математическим действиям и художественному образу. Такой подход направлен на развитие основ теоретического мышления и творческого воображения.

7. Историко-культурная школа.

Это школы, которые углубленно изучают гуманитарные науки, при этом основываются на концепции диалога культур.

Необычный детский сад

Современные школы должны способствовать развитию у ребенка творческих способностей, нестандартного мышления, открытости к познанию всего нового и необычного. Однако перед школой ребенок посещает дошкольное учреждение, направление которого не должно противоречить будущему школьному.

В мире существуют интересные и нестандартные современные школы и детские сады. Например, в Японии считают, что дизайн и архитектура влияют на учебный процесс.

Поэтому в одном из городов построили современный детский сад, точнее детскую деревню в виде большого овального здания, которое включает в себя всю территорию учреждения: помещение и место для прогулок. В этой деревне учатся 600 человек.

Считается, что замкнутая в овал территория стимулирует детей, бегая по кругу, познавать мир. Архитектура строения позволяет детям играть на крыше, бегать, развивать свои возможности.

В обучающих группах отсутствуют стены, дети слышат друг друга, это учит их абстрагироваться от шума и заниматься своими делами. В основе обучения тут лежит методика Монтессори.

Детская деревня – идеальная среда для развития личности, открытость пространства позволяет ощутить вкус свободы, легко развиваться и стремиться познавать мир.

“Прозрачная” школа

В Дании построена школа без стен и перегородок. Здание выглядит как один большой класс. Учеными отмечается высокая степень креативности мышления учеников этой школы, поскольку и обучение тут проходит нестандартно. Отсутствие перегородок заставляет учителей находить новые методы обучения, которые построены на использовании новейших технологий.

При сравнении специалистами итоговых школьных тестов стало известно, какие современные школы мира заняли первые места. Так, на первом месте оказался Сингапур, на втором Гонконг, далее – Южная Корея. Обучение в странах Азии ставит на первое место фигуру школьного учителя, и образование носит прикладной характер, то есть полученные знания должны быть полезны и востребованы в дальнейшей жизни.

Современная школа – школа будущего

Школа будущего должна органично в себе соединять опыт прошлого и развитые технологии современности.

Задача школы – раскрыть потенциал каждого ученика, воспитать всесторонне развитую личность, готовую к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Рассмотрим требования к современной школе:

  • Достойная материально-техническая база.
  • Интерактивное обучение.
  • Практическое применение знаний.
  • Выявление и развитие талантов учеников.
  • Обучение должно соответствовать стремительному развитию общества.
  • Поддержка талантливых детей.
  • Самосовершенствование учителя: стремление к развитию, умение заинтересовать школьников, вовлечь их в учебный процесс.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Наличие спортивных и творческих кружков.
  • Формирования правильных принципов воспитания.
  • Внешний и внутренний вид школы должен быть опрятным.
  • Красиво обустроенная пришкольная территория.

При реализации всех задач и возникают проблемы современной школы. В значительной мере они заключаются в нехватке материально-технического обеспечения.

Заключение

Поскольку 21 век – век информационных технологий, то для качественного обучения школе необходимо иметь хорошую техническую базу: обеспеченность качественной компьютерной техникой, мультимедийными досками и прочими технологическими новинками.

Современные школы должны выпустить из своих стен воспитанную, уверенную, самостоятельную личность, способную нести ответственность за свои поступки, имеющую нестандартное мышление и четкое представление о своем будущем. Вчерашний школьник должен уметь идти к поставленной цели и достигать ее.

Источник: https://FB.ru/article/253100/sovremennyie-shkolyi-istoriya-trebovaniya-problemyi-modeli-sovremennyih-shkol

Какой должна быть современная школа?

Какой должна быть современная школа

Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает. 

Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.

Мы уже обсуждали, что современная российская школьная архитектура остановилась в развитии на своём советском этапе. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий. 

Они созданы как места массового хранения безликих людей, которых после специальной унифицирующей обработки выпускают наружу, в так называемый «реальный мир».

Существуют разные попытки решить эту проблему. Например, с 60-х годов стали появляться школы, чьи здания больше похожи на современные вузы — технологичные, с индивидуальной архитектурой. Обычно они и возникают при университетах:

Гимназия при МГУ

Подобные пространства помогают ученикам чувствовать себя наравне со взрослыми значимыми участниками образования. Этого стремятся достичь и те, кто проектирует школы-офисы, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы стали появляться в 90-е:

Школа-офис в Аризоне

Это, с одной стороны, тоже путь к унификации, но зато у учеников есть персональные пространства. Но что дают подобные здания? Фактически они с детства помещают ребёнка в мир, где он должен действовать как взрослый, тем самым ограничивают его возможности самореализоваться именно как ребёнку. 

Но задача школы — не поскорее закончить период детства, а дать ребёнку прожить его, насладиться им и извлечь из него необходимые уроки. Каким должно быть здание школы, где, с одной стороны, не принижают значимость личности ученика, а с другой, дают им возможности оставаться самими собой, а не указывают ему, как нужно вести себя, что быть похожим на взрослого?

Это здание должно представлять из себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором ребёнок хочет находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться, радоваться и играть. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.

Каковы основные критерии такого здания и каковы тенденции при строительстве современных школ?

Открытость

Архитектурная концепция «Умной школы», Иркутск  

Учёба в школе, как и жизнь за её пределами, — это не путешествие в одиночку, а совместная деятельность. И школа должна отражать это — для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым.

Понятно, почему эта тенденция появилась. Нам очень хочется уйти от этого типа школьного коридора, где практически нет света, где всё зажато, и где коридор – это просто проход от одного места обучения к другому.

Как этого достичь? Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время.

Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь.

Они не преступники и не арестанты, чтобы скрывать от них то, что построено для их развития.

Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине.

Хорошкола, Москва 

Поэтому с открытостью лучше не перебарщивать. Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение. Да, это выглядит светлее и современнее, но для учениц и учительниц, которые ходят в школе в юбках, подобные прозрачные лестницы по понятным причинам вызывают серьёзный дискомфорт.

Просторность

Один из атриумов «Хорошколы», Москва

Внутреннее устройство современных школ может удивить неподготовленного зрителя тем, насколько там просторно, насколько много там нефункционального места, которое просто радует глаз.

Такой подход к школьной архитектуре гораздо больше соответствует мироощущению современного человека. Даже в больших, экономически мощных и, казалось бы, насквозь прагматичных городах мы ищем непрагматическую альтернативу: такие места, где можно отвлечься от суеты, где можно насладиться эстетикой и получить чистые эмоции.

Безусловно, в просторном помещении больше красоты, но не для всех детей просторность автоматически означает комфорт. Наоборот: есть дети, которые теряются в таких пространствах, которым в них плохо. Например, это дети с расстройством аутистического спектра. 

Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства — чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.

мобильность

Атриум в инженерном корпусе школы № 548, Москва

Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания — это изменяемость и вариативное использование пространств.

Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.

В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя — всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе — там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.

Однако, опять же, у мобильности есть обратная сторона. Многие дети и учителя сталкиваются со сложностями: они не понимают, что делать в этих пространствах, как заточить их под образовательные задачи. Так, в некоторых случаях в погоне за мобильностью школьная библиотека может получить «лежаки» вместо парт и стульев.

Пример менее удачной организации библиотечного пространства в школе № 1392 в Ватутинках, Москва

Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.

креативность

Ещё недавно все кабинеты были абсолютно одинаковы, в какой бы город страны или мира мы ни приехали. Мы очень хотим, чтобы детское образовательное пространство было креативным. 

Современные школы стремятся как к тому, чтобы отличаться от других школ, так и к тому, чтобы внутри себя иметь функциональное разнообразие. Безусловно, индивидуально спроектированное здание и увлекательное пространство, которое ребёнку будет интересно исследовать, — это важный образовательный тренд.

Но у креатива тоже должна быть определённая граница — граница разумности. Образование — это в том числе усвоение нормы, привыкание к функциональному использованию того или иного пространства, предмета.

Пример мене удачного креативного оформления общественного пространства в начальной школе Св. Марии, Мельбурн

Опять же, дети с особенностями развития сталкиваются в «слишком креативном» пространстве с адаптивными проблемами, они не понимают, что от них требуется и как использовать окружающий их интерфейс.

Во всём нужен баланс

Хочется сказать всем проектировщикам образовательных пространств: воздержитесь от чрезмерной гонки за трендами. При проектировании здания обязательно необходимо соблюдать баланс:

  • открытости и психологической защищенности; 
  • публичности и возможности уединения;
  • приватности и возможностей самодемонстрации;
  • свободы движения и моторной саморегуляции (ограничений);
  • функциональности (нормы применения) и креативности в использовании пространства.

Отсутствие этого баланса — типичная ошибка многих школ, как классических, так и современных школ «новой волны». 

Если вы пытаетесь сделать школу слишком закрытой, аскетичной и строгой, дети в ней будут чувствовать себя загнанными в узкие рамки системы. 

Пример менее удачной организации пространства в школе № 1392 в Ватутинках

Если вы пытаетесь сделать школу сверхоткрытой, чистым экспериментом, то дети окажутся в очень сложной ситуации, когда пространство, вроде бы предназначенное для образования, будет непонятным и сложным к использованию. Сверхоткрытая, слишком просторная и до мозга костей креативная школа потеряет свою образовательную значимость и превратится просто в место временного содержания детей, не всегда при этом для них комфортного.

Этот спортивный блок в московской «Хорошколе» внушителен, но очень нагружен и практически лишён свободного пространства

С чем ещё нужно быть аккуратнее, так это с цветом. У нас сложилось представление, что яркое и даже аляповатое — это то, что больше всего подходит детским пространствам. Но, по сути, это просто попытка действовать от противного — мы устали от мрачного однообразия классического школьного здания и пытаемся сделать всё по-другому. 

Опыт зарубежных коллег показывает, что лучше делать внутреннее убранство школы достаточно нейтральным, и не надо бояться холодных цветов и естественности дерева, камня или металла.

Вот так оформлять класс даже для начальной школы — перебор

Искать новое в привычном

Проектировщикам школ нужно понимать, что образовательным ресурсом могут обладать такие элементы здания, которые привычно не рассматриваются как образовательные инструменты. Современный тренд — это не только превращение образовательного пространства класса в нечто более сложное, но и превращение лестниц, коридоров, актовых залов — в полноценные образовательные пространства.

Образовательные зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства — с помощью ширм или специальной планировки. У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником для самообразования. Чем больше такого будет в школе, тем лучше.

Крайне мало в российских школах используется образовательный ресурс лестниц. А вы только посмотрите, как легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков:

Лестница в одной из школ штата Вайоминг

Что касается актовых залов, то традиционно внимание в них уделяется лишь сцене и зрительским местам — ведь это там, как кажется на первый взгляд, и происходит представление. Но тогда не учитывается, что большая часть  образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой, и в оставшейся части зала. 

Чтобы школьный театр стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую для экспериментов площадку.

Пример отличного актового зала в московской «Новой школе»

Марина Битянова

научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

О Центре разработки образовательных систем «Умная школа»: по заказу основателя благотворительного фонда «Новый дом», российского предпринимателя и филантропа Альберта Авдоляна центр реализует уникальный образовательный проект, в рамках которого на берегу реки Ангары у границы Иркутска будет построен масштабный образовательный комплекс, включающий школу, детский сад и посёлок постоянного проживания приёмных семей. Школа проектируется по индивидуальному проекту, в котором соблюдён баланс между открытостью и безопасностью, свободой и функциональностью. Задача «Умной школы» — соединить архитектурную идею, психологический дизайн и психологическое знание о развитии человека с образовательными целями. Подробнее о проекте можно прочитать здесь.

18 октября 2017, 17:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/kakoy-dolzhna-byt-sovremennaya-shkola

Современная школа: какой она должна быть? Мнение родителей

Какой должна быть современная школа

Не открою ничего нового, если скажу, что обычная школа изживает себя. Точнее уже не актуальна концепция обучения в школе, основные акценты и направления обучения. Какой должна быть школа и что должно включать  в себя современное обучение, лучше знают родители учеников. 

Какой должна быть современная школа? Мнение родителей

Именно их мнение должно быть основополагающим при разработке концепций современного обучения Министерством Образования. Их мнение обязательно должно быть услышано.

Интересное по теме: Домашнее образование или обычная школа? Что выбрать?То, что школа должна давать кроме общеобразовательных знаний еще и практические жизненные  навыки, не для кого не секрет. И это не только пожелание современных родителей — это насущная потребность современного общества.

Что из себя представляет сегодняшняя школа, вы узнаете из этого видео:

Если наше государство заинтересовано в развитых и свободных личностях, уверенных в себе, гармоничных и умных, довольных выбором своей профессии и уровнем жизни гражданах, оно должно больше внимания уделять современному школьному образованию, так как именно во время обучения в школе происходит основное формирование личности ребенка, его ценностей и взглядов на жизнь.

Современная школа должна соответствовать потребностям сегодняшнего дня. Образование должно готовить детей ко взрослой жизни, а не портить им психику и здоровье.

Только в этом случае наша страна выйдет на уровень жизни европейских стран, ну а если очень постараемся, то через пару-тройку десятков лет догоним США. Если услышим родителей и сделаем обучение в школе современным.

Ну а сегодня школа зачастую вбивает в голову детей глупости, называя это знаниями. Многие родители согласятся с нами, если они периодически открывают школьные учебники.

Почему современному ребенку не интересно в школе, расскажет это видео:

Современная школа: какая она должна быть?

Какие пожелания родителей должно учесть наше правительство, чтобы сделать современное обучение в школе действительно актуальным и современным? О чем нужно было бы рассказать нашим детям и чему научить? Вот об этом:

  1. О том, какими документами пользуется гражданин РФ. А также какие документы нужны в определенных случаях, как и где эти документы получить. Какие документы должны быть у каждого: паспорт (свидетельство о рождении), СНИЛС, ИНН, страховой полис и другие. Что делать при утере документов, куда обращаться.
  2. Как экономить и планировать личные расходы. Как оплачивать счета. Какие бывают коммунальные услуги, как и где их оплачивать. Как можно оплатить их онлайн. Как сэкономить на коммунальных услугах. Какие еще бывают ежемесячные коммунальные платежи, как их оплачивать.
  3. Правила дорожного движения и основы вождения автомобиля (для старшеклассников). Лет 30 назад изучение правил дорожного движения в школах было повсеместным, а сегодня о правилах рассказывают недостаточно  — скорее в факультативном варианте. Причем правила дорожного движения нужно преподавать не только как для пешеходов, но и как для водителей транспортных средств. Кроме того, неплохо было бы после окончания современной школы получать водительское удостоверение хотя бы для вождения транспортных средств в присутствии совершеннолетних.
  4. О банковских услугах. Что такое кредит, вклад, ипотека, залог. В каких случаях кредит брать выгодно, а в каких — нет. Какие бывают пластиковые карточки и как пользоваться банкоматом. Как пользоваться онлайн — сервисами банков. Как работают электронные платежные системы и как ими пользоваться.
  5. Как себя вести в различных ситуациях. Как пользоваться общественным транспортом, метро, поездом и самолетом. Когда и кому нужно уступать место. А также рассказать о правилах безопасности в транспорте. Кроме этого хорошо бы информировать современных учеников о правилах поведения в кафе, ресторанах, общественных местах. Отличие мужского этикета от женского.
  6. Как ставить цели и организовывать свой день. Какое бывает планирование и в чем его плюсы. Какие задачи делать в первую очередь. Как идти к своим целям шаг за шагом.
  7. О преимуществах здорового питания и физических упражнений. Как правильно питаться, чтобы похудеть дома быстро и легко или набрать вес. Что такое правильное питание и как употреблять продукты. Что такое диета, какие они бывают и как их применять. Как готовить полезные блюда.
  8. Как думать, делать выводы и выражать свое мнение. И в то же время уважать чужое.  Как не бояться быть другим и думать по-другому, иметь мнение, отличное от взглядов учителя. Как высказываться и отстаивать свое мнение.

Этот список можно продолжить, так как современная школа далека от совершенства. И чтобы наши дети росли действительно образованными людьми одного обучения мало — необходимо еще и понимание важности перемен  правителями государства.

Источник: http://seportal.ru/chto-dolzhno-vklyuchat-v-sebya-sovremennoe-obuchenie-v-shkole-mnenie-roditelej/

Как выглядит идеальная школа

Какой должна быть современная школа

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Пространство учебных заведений — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей. Изменить его полностью в типовых зданиях нельзя, но улучшить силами дизайнеров — вполне.

Эксперты Школы дизайна НИУ ВШЭ выяснили, чего не хватает «общеобразовательному» интерьеру и каким его хотят видеть дети, родители и педагоги*.

Ученики — за красоту и современность

Помимо уроков, большинство детей в школе выполняют домашнее задание, общаются со сверстниками и участвуют в различных мероприятиях.

При этом они делают то же, что и дома: играют за компьютером, спят, гуляют, занимаются творчеством.

Но почти половина учащихся не чувствуют себя в школе комфортно, в том числе в помещениях, где они чаще всего проводят время: в классных кабинетах, коридоре, библиотеке, столовой.

Ученикам не хватает:

  • зон отдыха с игровыми площадками и специальной мебелью (диваны, пуфы, столы, полки). В итоге перемены проводятся в коридорах, которым, по мнению учеников, «не хватает диванчиков», тепла и правильного освещения («окна пропускают холод с улицы», «в коридоре темно»);
  • мест для хранения личных вещей. Большинство школ не оборудовано системами хранения;
  • обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов;
  • общей привлекательности пространства (чтобы красиво, современно и в единой стилистике).

Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зеленых, оранжевых цветов, например).

В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл).

Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застекленная крыша или панорамные окна), выяснили исследователи в ходе опроса.

Комфортные помещения с точки зрения школьников

Классный кабинет

Индивидуально. Функционально. Мобильно.

Столовая

Разделение на обеденную зону и буфет. Столы для нескольких человек. Качественная вентиляция.

Библиотека

Зоны для работы и отдыха. Интерактивность. Читальный зал.

Коридор

Много пространства. Минимализм.

Места для хранения личных вещей

Индивидуальные шкафчики. Минимум дополнительной мебели.

Родители — за уют и парковки          

Школа должна давать ребенку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Также для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).

Что отсутствует в школах, где учится их ребенок, % опрошенных родителей

 
Кроме того, родители считают, что в школе необходимы:

  • несколько зон для отдыха и игр (чтобы ребенок мог общаться как в группе, так и уединяться в «тихих местах»);
  • многофункциональное пространство в зонах рекреации («мягкие зоны» с подвесными креслами и креслами-мешками, мини-библиотеки, тренажерные площадки);
  • системы вентиляции в классах и в коридорах;
  • больше мягкой мебели и столов в коридорах;
  • телевизоры с трансляцией познавательных сюжетов;
  • многоуровневое освещение;
  • изменение общего дизайна школы (красивые цвета стен, более дружелюбное пространство, уют, стиль, креатив).

Педагоги — за совмещение приятного с полезным

Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).

Педагогам не  хватает:

  • специально оборудованных мест для проектной работы («сделать лаборатории, потому что их нет, это просто кабинеты»);
  • мест для хранения личных вещей;
  • современного и удобного дизайна школьного пространства — с яркими красками, зонированием, местами для творчества («добавить цвета», «стены, на которых можно писать маркером или мелом»);
  • отдельного пространства для приема пищи в столовых;
  • отдельной комнаты для отдыха;
  • разделения санузлов на ученические и учительские;
  • защищенных (огороженных) пришкольных территорий, приспособленных «для времяпрепровождения учеников и персонала».

Наибольшее количество времени учителя проводят в классном кабинете и учительской. В первом им нужны мобильная мебель, интерактивные доски и интернет. Во второй — разделение на рабочую и рекреационную зону, «наличие шкафов, достаточного места для работы, отдыха, перекуса».

От «завода» к «конструктору»

Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума и т.д. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, считают эксперты.

По их мнению, сегодня в приоритете не старые «школы-заводы» одинакового промышленного вида, а проекты по возведению школ-конструкторов — высокотехнологичных просторных зданий с несколькими группами модулей:

  • учебных (от дошкольников до старших классов);
  • общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.

Пока такие «модульные» решения в дефиците. Но школьные пространства должны и могут быть интересными. Это вызов тем дизайнерам, которые будут ими заниматься.

*Исследование проведено с 31 марта по 25 сентября 2016 года в Москве. Выявление запросов различных категорий проводилось с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 16 февраля, 2017 г.

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/201789878.html

Какой должна быть школа будущего – Телеканал «О!»

Какой должна быть современная школа

Какой должна быть школа будущего

Школьное образование — это не просто передача знаний от учителя к ученику.

С первого класса и до вручения аттестата ребенок должен не только осваивать краткий курс различных наук, но и учиться работать в команде, социализироваться и развиваться как личность.

Мир меняется, а успевает ли школа за этими изменениями? Какой должна быть школа будущего, способная обеспечить ребенку условия для развития? За ответами на эти вопросы «О!» обратился к Марку Сартану, генеральному директору Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа начинается со здания

В советское время возводились типовые здания школ, соответствовавшие задачам советского образования: научить всех детей одному и тому же.

Похожие классы по всему этажу, на каждом этаже одинаковая планировка, одни и те же здания на всем пространстве нашей необъятной родины. Нуждам современного образования такие строения больше не отвечают.

К сожалению, новые здания российских школ чаще всего повторяют старые модели.

Школьная архитектура должна помогать в достижении образовательных целей и разрабатываться в соответствии с ними.

Если мы хотим, чтобы школьное образование не сводилось к преподаванию различных предметов, а формировало личность и ее компетенции, то в здании должны быть универсальные кабинеты, а не только классы физики, географии и так далее.

Классы должны быть не столько для изучения отдельных предметов, сколько для разных форм работы: групповой, индивидуальной, фронтальной.

В поездках по разным странам я видел такие школьные здания, которые соответствовали современным образовательным целям. Например, это «Айб» в Армении, школы в Финляндии.

Но главное в образовательном процессе, безусловно, не строения, а то, что происходит в их станах.

Школа — это не только классы

Идеальная школа не обособлена от мира, а наоборот, открыта ему. Именно поэтому в ней должны быть не только классы.

Я считаю, что в школьном комплексе нужно в образовательных целях организовывать производство продукции, которая пользуется спросом.

Это может быть теплица, мастерская — мебельная, художественная, какая угодно, в зависимости от образовательной программы. В школе должна быть возможность для художественного творчества, ведь это одна из линий развития ребенка.

Проектировщики современных школ задвигают библиотеки в подвалы, на верхние этажи, считая, что бумажные книги устарели. В каком-то смысле они правы.

Но если смотреть на библиотеку как на центр обеспечения информации, а не как на просто книгохранилище, то она сразу оказывается в самом центре школы.

Именно там все участники образовательных отношений — дети, родители, учителя — смогут черпать информацию для своей работы.

Сидеть за партами можно по-разному

Большую часть работы в школе дети выполняют сидя, но это не значит, что парты в три ряда с рассадкой по двое — единственный вариант. Он подходит, когда в классе ведется фронтальная работа: учитель говорит, а ученики слушают и записывают.

Если предполагается дискуссия или групповая работа, у детей должна быть возможность сидеть, стоять, ходить по классу. Более того, класс должен быть приспособлен для одновременного решения разных задач: одни дети выполняют индивидуальные задания, у других групповой проект, третьи в этот момент отдыхают.

Без мобильной мебели и соответствующего зонирования здесь не обойтись

Чему должна учить школа

Образование не может ориентироваться только на предметы. Ученик должен состояться как личность, уметь многое, что не укладывается в рамки одного предмета, и обладать знаниями из разных отраслей.

Задача идеальной школы не просто передача знаний. Хотя бы потому, что знания устаревают, и либо их через 5−10 лет уже не хватит, либо они будут невостребованы.

Сегодня многие умные люди говорят, что школа должна научить учиться.

Реальной школе не хватает полноты образовательного результата. Не хватает акцентов на том, что находится за пределами учебных дисциплин. Например, я считаю, что школа уделяет недостаточно внимания образно-художественному восприятию мира.

Эта функция возложена на литературу, но ее уроки все чаще походят на литературоведение. Мировая художественная культура преподается не везде, а там, где ее изучают, она часто сводится к истории искусств. То есть опять художественная, образная составляющая вымывается.

В образовательном процессе есть серьезный перекос в естественно-научную область.

Иностранные языки у нас преподаются по большей части как лингвистические дисциплины. Учат много лет, а потом не могут ни читать, ни разговаривать. А ведь язык — это средство коммуникации. Именно на этом стоит сделать акцент.

Я бы также отметил, что современной школе не хватает командных видов спорта. Физкультура больше нацелена на индивидуальное развитие, а могла бы учить работе в группе.

Задачи школы будущего

Сегодня неопределенность будущего гораздо острее, чем полвека назад. Планировать на многие годы вперед стало трудно, потому что вымирают целые профессии, очень быстро появляются новые. С каким багажом должен выходить из школы выпускник?

Мы попытались найти ответ на этот вопрос.

С российским бизнесменом и благотоворителем Альбертом Авдоляном, который финансирует проект, мы определили главный образовательный результат «Умной школы»: нужно научить детей ответственно распоряжаться собственной жизнью.

Потому что это позволит им принимать серьезные решения, как бы их жизнь ни сложилась и каким бы ни было будущее. Задача школы — воспитывать созидателей, которые осознают полноту своей ответственности, умеют развиваться и взаимодействовать с другими.

Отцы и дети

Современные родители, которые привыкли помогать детям с домашними заданиями, нередко жалуются, что не справляются с такой задачей. Но это мало о чем говорит: родители учились в другое время и по другим программам.

Да и неправильно брать на себя функции своих детей и учиться вместо них.

Другое дело, если с домашней работой не может справиться и ребенок: тогда это проблема подбора нагрузки и необходимость коррекции учебного плана, что в компетенции школы

Чтобы ребенок действительно учился, а не просто присутствовал на занятиях, школа и родители должны сотрудничать. Семья — заказчик образования, и она имеет право знать, что происходит в школе, требовать соблюдения образовательных стандартов. А вот непосредственно вмешиваться в учебный процесс родители не должны.

Школа и воспитание

Сегодня образование — это обучение плюс воспитание. Этот факт никем не оспаривается, он записан во всех нормативных документах и законе об образовании. Нельзя сказать, что современная школа не воспитывает. Она без этого жить не может, и не должна. Но часто воспитание сводится к поучению.

Это не работает, и тому яркий пример как советская система образования, так и дореволюционная гимназия. В 1920-х церкви по всему СССР были разрушены комсомольцами, которые еще в царской России изучали закон Божий.

А в конце ХХ века капитализм с его дикими вариациями построили выпускники советских ВУЗов, которые все сдали научный коммунизм.

Воспитывает не слово, а образ жизни. Если мы в школе говорим: «Будь честным и верным коллективу», а жизнь показывает, как нечестные побеждают, как индивидуализм важнее коллективизма, какое же тут воспитание?

Как воспитывать человека, которому в школе говорят одно, в семье он видит другое, а в жизни вообще третье? Только собственным образом жизни родителей и учителей.

Каким должен быть педагог

От хорошего учителя в наше время требуется не только быть специалистом в своем предмете и уметь найти подход к ребенку. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог найти в нем себя.

От педагога не требуется суперспособности вести детей за собой. Прошло уже время вождей. Надо переходить с унификации на индивидуализацию. Мы постепенно отказываемся от идеи «Слушайте меня, дети, я знаю, что вам нужно» и приходим к другой мысли: «Я могу помочь определиться с тем, что вам надо». Дети разные, у них разная жизнь впереди, разные образовательные маршруты.

Кто может стать таким педагогом? Тот, кто способен учиться, и от возраста это не зависит. Современная образовательная система пока не очень справляется с подготовкой новых специалистов, но ситуация меняется. Мир стал сложным, в нем появился сложный человек, и он требует сложных решений.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9661

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.