Какую бумагу используют для печати денег

Содержание

Как делают бумажные деньги

Какую бумагу используют для печати денег

В прошлый раз на Geektimes публиковалась статья об истории бумажных денег. Китайцы были первыми, кто стал использовать волокна целлюлозы для производства легкого аналога металлических денег.

Бумага используется с этой же целью и сейчас.

Конечно, сложность технологического процесса производства бумажных денег возросла в разы, современная денежная бумага — это вовсе не то, что использовалось в Китае или любой другой стране 100-200 лет назад.

Обычно для производства денежной бумаги используются лен и хлопок. целлюлозы в конечном продукте составляет около 95-97%. Процесс производства начинается с загрузки хлопка (речь идет о нескольких тоннах хлопковых волокон) в бойлер. Здесь исходный материал держат под очень большим давлением. После этого готовую массу волокон сливают в резервуар, где проводится осветление и очистка. Уже после этого массу подвергают прессовке, помещая в аппараты-размягчители. Следующий этап — добавление специальной краски, которая изменяет оттенок еще влажной бумаги. На этом этапе идет и создание распознавательных водяных знаков (подробнее о них говорится ниже). Листы с защитными волокнами и водяными знаками отправляются на сушку, после чего бумагу скатывают в рулоны. Вес каждого рулона может составлять несколько тонн.

Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование.

Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров).

По словам представителей «Гознака», из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.

Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот. Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.

Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу — износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег — сопротивление излому и разрыву.

Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре. Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса.

У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).

Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например). В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.

Защита бумаги

У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры.

Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры. На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов.

В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины. Дендироль — это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака.

Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины.

На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто — цветные или металлические) волокна.

Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов. На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность.

На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения — например, добавляться новые средства защиты. Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.

Разработка денежной купюры

Создание денежных знаков — очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег.

После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики. Первым создается эскиз — его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег.

Одно из основных требований к бумажным купюрам — демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю. Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей.

Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие. После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем.

Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров. В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии.

Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.

Печать денег

В процессе печати бумажных денег используется четыре основных способа печати. Это офсетная, металлографская, типографская и орловская печать.

Наиболее востребованными и используемыми являются металлографский и орловский способы печати.

Интересно, что швейцарская компания KBA-NotaSys SA изготавливает около 90% всех печатных и пресс-станков для изготовления банкнот на мировом рынке. Эти станки, в частности, используются и на «Гознаке».

Орловская печать

Несмотря на то, что этот способ печати был разработан в 1891 году, его используют до сих пор. Название процесса печати происходит от фамилии специалиста «Гознака» Ивана Орлова, который и разработал этот метод. Тогда для печати купюр типографским способом приходилось готовить отдельную форму печати для каждого из цветов рисунка купюры.

Каждую форму оттискивали на фрагменте специальной бумаги. Совпадение линий и границ краски при использовании такого метода не было идеальным, поскольку даже использование компьютера и промышленных систем не дает идеального результата, не говоря уже о технологиях конца 19-го века.

Ивану Орлову удалось внедрить специальный эластичный валик с мягкой структурой и промежуточные формы. У каждой формы при этом — свой рисунок для каждого из цветов на оригинале.

Такой шаблон при печати переносит собственный фрагмент на нужное место сборного вала, а уже с вала полная палитра красок переносится на сборную общую форму, где выводится весь рисунок оригинала в полной мере. Достоинство метода в том, что он позволяет с практически ювелирной точностью наносить рисунок на купюры, с совпадением всех границ рисунков и линий.

Кроме того, метод позволяет в ходе всего одного прогона листа через печатную установку создавать необходимый фрагмент рисунка, который почти со 100% точностью соответствует оригиналу. Повторить подобную точность для фальшивомонетчика — затруднительно, хотя, конечно, встречаются специалисты высочайшего класса.

Офсетная печать

При помощи офсетной печати обычно создается так называемая фоновая сетка и ряд дополнительных элементов. В мелких банкнотах при помощи офсетной печати иногда наносится и основной рисунок.

Поскольку перенос краски с печатной формы на бумагу производится через промежуточный офсетный цилиндр, то и само изображение на печатной форме делается прямым, не зеркальным. Интересно, что при таком методе печати обычные и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости.

Но поверхности элементов обладают разными физико-химическими свойствами. Так, печатающие элементы — гидрофобные, они хорошо удерживают краску, отталкивая влагу. А вот пробельные элементы гидрофильные, они поглощают воду, но отталкивают краску. Краски для банкнот обычно разделяются на три цветовые группы. Это синяя группа, красная и желтая.

Для каждой группы фотоспособом изготавливается специальная форма. Краска с пластин переносится сначала на резиновое покрытие цилиндра, а уже цилиндр пропечатывает рисунок на бумаге. Вот, как печатают доллары США:

Металлографическая печать

Это еще один распространенный метод печати купюр. Он известен давно, а для денежных купюр он был применен впервые в 1887 году. Для печати в этом случае используются специально изготовленные формы из стали или никеля.

Эти формы представляют собой почти идеально отполированные пластины, на которые нанесен нужный рисунок при помощи специального пресса.

Оригинал формы изготавливается вручную методом гравировки. В русском языке есть специальный термин для изначальной формы. Это «оригинальный штемпель». При печати купюр таким методом детали гравировальных установок создают сложные узоры для купюр. Эти узоры состоят из большого количества линий.

После процесса травления проявляются элемент общего изображения, которое и размещается на купюре.

Такие элементы в сочетании с ручной гравировкой и нанесенным шрифтом образуют единое изображение денежного знака. Это изображение после изготовления тиражируется для процесса печати. Правда, этого требуется высокоточное оборудование, как правило, это высокочастотная машина и автоматизированная гальванолиния. По мнению специалистов, главное достоинство метода металлографической печати в том, что с его помощью можно воспроизводить обширный спектр ярких тонов для печати. Если использовать различные глубину и ширину нанесения рисунка, то можно добиться самых разнообразных красочных эффектов, зачастую, объемных. При печати на печатные формы с использованием приготовленных резиновых шаблонов наносится краска. Она поступает на гравюру и пробельные элементы. После с этих элементов краска стирается, и форма готова для нанесения рисунка на бумагу. Рисунок наносится в ходе прикладывания формы к бумаге под большим давлением. Металлографическая печать разделяется на два типа. Это глубокая печать, когда изображения передаются с печатной формы, на которой печатающие элементы значительно углублены по отношению к пробельным. И высокая печать, когда печатающие элементы на формах расположены выше пробельных. Высокая печать используется для нанесения рисунка на крупных банкнотах, серийных номеров и ряда важных элементов купюр мелкого и крупного номиналов. После того, как купюры напечатаны, неразрезанные листы отправляются в специальный цех, где их нарезают на отдельные купюры. После этого деньги считаются при помощи станка и упаковываются, их отправляют в «свободное плавание» по стране и за ее пределами.

  • бумажные деньги
  • как делают деньги
  • купюры
  • банкноты
  • производство денег

Хабы:

Источник: https://habr.com/post/398989/

Технологии создания бумажный денег

Какую бумагу используют для печати денег

Бумага на сегодняшний день является основой для создания огромного количества всевозможной продукции.

Альбомы для рисования, марки, блокноты, различного рода упаковки, бумажные фонарики, конверты, игрушки и многое, многое другое обязано своим существованием именно бумаге, так как бумага является первичным материалом в процессе их создания.

Однако наиболее желанным и востребованным изобретением, сделанным из бумаги стали бумажные купюры.

Производство бумаги для последующего изготовления бумажных денежных купюр

Прежде чем изготавливать непосредственно денежные купюры, необходимо произвести специальную бумагу, которая станет основой для дальнейшего производства.

Появляется вопрос: что в ней особого? Всё дело заключается в том, что обычная бумага делаются из древесины, а вот бумагу для производства бумажных денег производят из таких составляющих как лён и хлопок.

Начинается производство с того, что около 3 тонн хлопка погружают специальный бойлер, имеющий огромные размеры и почти 2 часа держат под большим давлением. Изменившуюся после обработки массу сливают в огромную тару (резервуар), где производят её осветление и очистку.

 Затем, после очистки и осветления, массу подвергают прессовке и помещают в аппараты-размягчители.

Именно после этого процесса бумага для денег приобретает особый хруст, а также получает износостойкие качества, что позволяет ей выдерживать тысячи двойных прогибов.

Когда бумажная консистенция ещё остаётся довольно мокрой, ей придают немного другой оттенок, заливая специальную краску, а потом создают распознавательные водяные знаки. Всё это делается для предотвращения подделки бумажных денег.

Процесс нанесения таких знаков заключается в том, что из бумажных листов в непоследовательном порядке изымают волокна бумаги и наносят защитные нити. Только после этого бумага отправляется на сушку. Высушенную бумагу скатывают в большие рулоны, достигающие весом свыше 4 тонн. Именно они отправляются на производство по изготовлению денежных купюр.

Сама процедура производства денежный бумажных купюр является очень дорогостоящей, сложной и весьма длительной. Она делиться на два основынх этапа. Первый этап – создание нового денежного знака или оригинала. В данный этап включается и производство нового печатного плана (проекта). Второй этап изготовления бумажный денег – это автоматизированный процесс печати тиража.

Процесс разработки и создания оригинала денежной купюры

При разработке новых образцов задействовано большое количество людей самых разных профессий:: работники финансовой сферы, госслужащие, художники и (обязательно!) специальная группа специалистов Гознака, без которых не обойдется ни одна разработка новой купюры. 

Именно  разработка образца нового, являющегося уникальным в своём роде, денежного знака является наиболее трудоёмким и тяжёлым этапом во всей процедуре производства денежных купюр.  

  “Процесс разработки оригинала денежной купюры” (3 мин. 07 сек.)

Уже по обозначенным критериям и желаниям заказчика вступают в работу художники – создают эскиз будущей денежной купюры. 

Данный эскиз изготавливается с учётом всех критериев технологических возможностей производства, которое будет осуществлять печатание будущих денег, с применением разнообразных методов защиты от подделок.

К художественному оформлению нового образца денежных купюр предъявляется ряд очень высоких требований. Одно из важнейших – показать принадлежность разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю.

Это отражается с помощью специальной уникальной символики государства, которыми являются различные национальные орнаменты, герб государства, специально разработанный рисунок-гравюра, а также соответствующая текстовая запись.

Чем крупнее становиться номинал, тем всё мудрёнее и сложнее становиться рисунок, а также увеличиваются размеры изготавливаемой купюры.

Далее, уже с полученного готового эскиза, разрабатывается печатный проект, который включает в себя создание оригинальных печатный форм для последующего тиражирования.  

С такой сложной и ответственной  работой, требующей особого умения и опыта, справляются только специалисты высшей квалификации. Это такие мастера как: фотографы, травильщики, граверы-художники, монтажисты, граверы-штемпелисты и многие другие. Таких высококвалифицированных кадров подготавливает только предприятие Гознака  и только самостоятельно.  

Наконец наступает момент, когда сочетается высочайшее индивидуальное мастерство разработчиков и использование новейшей современной техники, в числе которой и мощные компьютеры.

 Изготовленный на основе готового эскиза специальный печатный проект нового денежного знака отправляется правительственному органу для изучения и окончательного утверждения.

Как только созданный вариант одобрен, начинается процесс изготовления форм для тиражирования.

Способы печати тиража

В процессе печати бумажных денег применяются достаточно такие способы печати как офсетная, металлографская, типографская и орловская.

Задействование того или иного способа печати купюр в денежном производстве зависит от того, насколько сложным окажется печатаемый на них рисунок. Однако металлографский и орловский способы печати являются наиболее используемыми в процессе производства денег.

А теперь немного подробнее рассмотрим каждый из применяемых способов и разберём основные технологические моменты.

Орловская печать

Орловская печать была разработана ещё в далёком 1891 году ведущим специалистом Гознака Иваном Орловым.

В те времена (как, в принципе, и на сегодняшний день) для воспроизведения типографским методом оригинала, имеющего большую палитру красок, для каждого из цветов рисунка необходимо было готовить отдельную форму для печати, после чего каждую поочерёдно оттискивали на фрагменте специальной бумаги.

Для того, чтобы нужный рисунок отобразился с необходимой чёткостью, надо было обеспечить полное и точное совпадение всех границ красок с различных форм, а это не представляется возможным даже при задействовании новейшей техники.

Что же сделал Орлов? Он внедрил специальный эластичный валик, имеющий довольно мягкую структуру и промежуточные шаблоны (формы), имеющие свой рисунок для каждого из цветов на оригинале.

 Каждый отдельный рисунок шаблона переносит свой уникальный фрагмент на определённое отведённое место на сборном валу, а уже с него палитра красок переносится на сборную общую форму, на которой выводится весь рисунок оригинала целиком. 

С помощью такого метода становиться возможным в ходе одного прогона листа через печатную установку перемещать на оттиск без всяких разводов и разрывов яркий фрагмент рисунка, который с идеальной чёткостью соответствует оригиналу.

Такая ювелирная точность совпадения всех цветных линий на изображении является очень хорошим методом для борьбы с незаконным подделыванием денежных купюр.

В сфере производства бумажных денег и других ценных бумаг орловская печать имеет огромную популярность в большинстве стран мира. Однако для того, чтобы применение такого метода было оправдано, необходимо проводить печать больших тиражей. 

Металлографическая печать

Такой достаточно популярный метод печати денежный знаков как металлографическая печать был известен ещё с давних времен как один из вариантов изготовления копий гравюр великих художников. Для производства же денежных купюр этот метод был впервые применён в 1887 году. 

При металлографской печати, также как и при орловской, изготавливаются специальные формы, но из другого материала – никеля либо стали.

Они представляют собой хорошо отполированные пластины, на которых уже нанесён с помощью специального пресса необходимый рисунок. Первой изготовленной металлографской форме дают название “оригинальный штемпель” и изготавливается она вручную методом гравировки. 

Технология печатания бумажных денег методом  металлографической печати, выглядит следующим образом. 

Специальные детали гравировальных установок (гильшоры) создают очень трудные узоры из сочетания огромного количества линий, с помощью которых (после процесса травления) появляются различные элементы общего изображения, которое будет размещено на денежном знаке.

При совмещении и последующей компоновке работ, выполненных ручной гравюрой, гильшорных элементов, а также нанесённого шрифта образуется единое изображение денежного знака. А он, в свою очередь, размножается на последующие тиражные формы для печати.

Однако процесс размножения требует наличия специального, дорогостоящего комплекса оборудования, включающего в себя высокочастотную машину и автоматизированную гальванолинию.

Одним из наиболее главных достоинств метода металлографической печати является его художественные возможности. За счёт огромного спектра ярких тонов, с помощью различной глубины  и ширины их нанесения удаётся достичь удивительно красивого результата.

Кроме того, даже при печати однотонного рисунка, изображение получается визуально объёмным.

 Например, при печати зелёной краской возможно получить изображение с большим количеством разных оттенков этого цвета, начиная от тёмно-зелёного, практически чёрного, и заканчивая салатным.

Процесс печати на специальной печатной установке происходит таким образом.

На готовые печатные формы, применяя приготовленные резиновые шаблоны, наносится краска, которая впоследствие поступает как на гравюру, так и на так называемые пробельные элементы.

 Затем с помощью специальных стирающих приспособлений удаляют краску, попавшую на пробельные поверхности форм. Теперь всё готово для того, чтобы наносить нужный фрагмент на лист бумаги.

Бумага прикладывается на форму и под большим давлением печатного цилиндра вся краска с гравюры переносится на лист бумаги.  

На завершающей стадии производства листы с напечатанными денежными купюрами отправляются в цех, где их рарезают на отдельные купюры. После чего они поступаю на счётный станок, считаются и упаковываются.

Процесс производства денег закончен. Деньги полностью приготовлены к их использованию по назначению. 

“Установки и машины для производства денежных купюр” (4 мин. 17 сек.) 

Источник: https://rodikon.ru/tehnologia-sozdania-bemagnih-deneg.html

Банкноты Банка России: способы печати и защиты

Какую бумагу используют для печати денег

Производство денежных знаков — трудоемкий процесс, предполагающий не только изготовление самих денег на прочной и износостойкой бумаге, но обеспечение соответствующей защиты от копирования. Существует около десятка разных способов печати банкнот Банка России, из которых наиболее популярными считаются следующие.

Ирисовая печать

Одна из разновидностей офсетной печати, при которой многоцветное изображение получается с плавными переходами оттенков без четко обозначенных границ.

Краски смешиваются, проходя через систему валиков и образуя микроузоры, «сотканные» из тонких линий и штрихов. На российских банкнотах подобные участки размещаются на оборотных сторонах, имея вид шестиугольников разного формата.

В различных купюрах границы градиента могут иметь незначительное смещение, в пределах допусков это не считается дефектом.

Производство бумаги

Для производства денежной бумаги используется лен и хлопок, обычно это обрезки из льняных и хлопчатобумажных тканей в разной пропорции. Ориентировочно процент целлюлозы составляет 95-98%.

Сырье сортируется, проверяется на наличие инородных элементов, измельчается и отправляется в специальный котел, где под действием пара превращается в однородную бумажную массу. Далее, материал поступает в вымывную машину, хорошо промывается артезианской водой и смешивается с отбеливателем.

Через несколько дней, когда масса приобретен нужную консистенцию, ее отправляют в размольную машину и смешивают с красителями и цветными волокнами.

Излишняя влага убирается путем прокатки через проволочную сетку, в процессе чего волокна между собой переплетаются и становятся похожими на бумажное полотно.

Окончательный вид материал приобретает после прогонки через вакуумные валики и отсосы, чтобы еще больше уплотнить волокна и придать им требуемую структуру. Окончательный производственный этап — сушка.

Здесь также используется система валиков, разогретых паром. После обработки бумага становится похожей на промокательную.

Чтобы добиться нужной плотности, бумагу пропитывают клеем, в составе которого содержится животный жир, а также глицерином. Готовые просушенные полотна разрезают на листы и отправляют на печать. После четко выдержанного технологического процесса купюры становятся устойчивыми к разрыву, многократным изгибам и характерно хрустят.

Дополнительно в бумагу добавляются различные защитные волокна, хаотично распределенные по общему полотну. Они могут быть как в толще листа, так и быть заметными на поверхности. Также существует практика ввода в сырьевую массу разноцветных полимерных частиц, кружочков, прямоугольников и прочих геометрических фигурок, обобщенно называемых конфетти.

Обязательный элемент денежных купюр — водяные знаки. Они могут быть двух- или многотоновые, представляя собой затемненные или, наоборот, высветленные участки, выделяющие на основном фоне листа. Водяные знаки должны хорошо просматриваться на просвете, но не иметь четких границ. Эффект размытости объясняется отсутствием однородности толщины бумаги. По своему назначению знаки различают на:

  • Локальные. Рисунок, размещенный в одном определенном участке купюры. Как правило, на купонном поле.
  • Общие. Рисунок, симметрично нанесенный по всему полю банкноты с определенным повторением.

Отсутствие оптического отбеливателя в составе денежной бумаги является причиной того, что в ультрафиолетовом свете она не люминесцирует. В отличие от обычной, которая под УФ-лампой начинает светиться голубым цветом.

В России поставки специализированной бумаги осуществляются из двух мест: Санкт-Петербургской бумажной фабрики Гознака и Краснокамской бумажной фабрики Гознака.

Полиграфические методы защиты

По статистике процент подделок бумажных денег и ценных бумаг в общем количестве экономических преступлений равняется приблизительно 7-9%. Логично, что предприятия, занимающиеся выпуском документов строгой государственной отчетности, стараются всячески обезопасить свою продукцию от потенциальных мошенников.

В отношении денежных знаков применяются следующие полиграфические способы защиты:

Гильошные элементы

Определение гильоша звучит как рисунок сложной геометрической формы, созданный переплетением множества тонких линий и используемый на оттиске в качестве фона.

Это могут быть всевозможные виньетки, сетки, бордюры и прочие узоры, дизайн которых просчитывается автоматически, с использованием математических формул, имеющих десятки цифр после запятой. Вариантов гильошей существует бесконечное количество, что и создает трудности для подделки.

Если гильошная композиция создается методом орловской печати, то воспроизвести размытость контуров и вовсе не представляется возможным. Элементы рисунков настолько малы по толщине, что справиться с копированием не способны даже ультрасовременные сканеры и множительные аппараты.

Техника нанесения гильошей применялась еще в период правления Александра II. В 1866 г. ее использовали для выпуска новых ассигнаций.

Дефекты

Чтобы ввести в заблуждение фальшивомонетчиков, сыграв на их невнимательности, иногда при производстве купюр специально допускают различные огрехи. Например, ставят лишние знаки препинания или, наоборот, убирают нужную пунктуацию.

Также это могут быть пропущенные буквы, кривые линии, знаки, сдвинутые в сторону от основной оси и т. д.

Предполагается, что мошенники не обратят на подобные неточности внимания, из-за чего и попадут в зону внимания тех, кто знает о дефектах-ловушках и отслеживает их подделку.

Микротекст

Очень популярный способ защиты, особенно в век развития копировальной техники.

Суть его лежит в том, что на бумажный или полимерный носитель наносится некий набор символов, воспринимаемый человеческим  глазом, как сплошная линия.

На самом же деле это микротекст очень малого размера, как правило, в пределах 120 мкм. При сканировании он теряется на копии, так как копировальное оборудование не распознает такие мелкие знаки.

Скрытые изображения

Большинство фантомных (призрачных) рисунков создаются методом глубокой печати.

В основе более простого способа лежит создание изображения из одинаковых по ширине линий, расположенных параллельно друг другу, но разных по рельефности.

Тогда при обычном освещении никакой разницы видно не будет, а если посмотреть на банкноту под определенным углом, то станет заметно, что задний план значительно светлее переднего.

В усложненном варианте линии делаются одного рельефа, но передние будут перпендикулярны задним.

В зависимости от наклона освещения оттенки переднего и заднего плана будут приобретать более светлые и темные оттенки, соответственно.

Неподготовленным глазом и при отсутствии должного оборудования увидеть этот эффект достаточно сложно. Хотя на некоторых подделках он просматривается хорошо, причем независимо от угла зрения.

Метамерный эффект

Относится к категории скрытых изображений, дизайн которых закладывается еще при разработке общей концепции банкноты. Защита состоит в том, что различные материалы при одном освещении приобретают одинаковую окраску, а при другом — становятся совершенно другими по цвету.

Сканеры и принтеры не способны воспроизвести подобный эффект. Ярким примером метамерного изображения служит рисунок кролика, сидящего в густых зарослях на одной из купюр Нидерландов.

При обычном свете он невидим для зрения, а под красным фильтром просматривается очень четко и ясно.

Совмещающиеся элементы

Одна часть изображения наносится на лицевую сторону денежного знака, другая пропечатывается с изнаночной стороны. Просматривая купюру на просвет, можно увидеть, как элементы совпадают друг с другом по всем линиям, соединяясь в единую композицию. В противном случае это подделка. В стандартных типографских условиях воспроизвести совмещающиеся изображения крайне сложно.

Источник: https://yacollectioner.ru/sposoby-pechati-banknot-banka-rossii/

Производство и способы печати банкнот

Какую бумагу используют для печати денег

Печать новых банкнот на Монетных дворах

Производство банкнот – трудоемкий процесс, в который входит не только изготовление бумажных денег, но и огромная работа по защите банкнот от копирования.

Сложность всего процесса связана с постоянным повышением уровня защиты и внедрения новейших, высокотехнологичных методов печати.

В данной статье мы расскажем вам, какой путь проходит банкнота, от бумажной заготовки до цветастой и хрустящей купюры. Вы узнаете, какая технология используются для нанесения цветной печати.

Технология создания бумажных денег России

Специальная бумага для банкнот

Основой любой Российской купюры является бумага. Но как ни странно денежные знаки печатаются отнюдь не на переработанной древесине.

Многие из нас задавались вопросом, почему же деньги так хрустят и повторить подобное не может ни один известный нам лист бумаги.

Дело в том, что в купюрах вовсе и нет древесины, материал для будущих банкнот изготавливается из хлопка и льна.

Свой хруст и износостойкость деньги получают после того, как материал подвергнут множественным процессам переработки. Сначала массу держат под высоким давлением, затем полученный материал очищают и осветляют. Последний этап это прессовка и размягчение, теперь бумага готова стать банкнотами.

Пока консистенция материала еще мягкая и влажная ей придают «денежный» оттенок и наносят водяные знаки, их можно увидеть на просвет. С относительно недавних пор на данном этапе в материал, также вносят защитные нити, дополнительное средство защиты банкнот.

Полученную базу для будущих банкнот скатывают в рулоны, весом в несколько тонн. Дальнейшая судьба бумаги – отправка на заводы, где будет нанесена печать и пост печатная обработка купюр.

Способы печати банкнот

Задача полиграфии – нанести качественный рисунок на банкноту, при этом сделав ее максимально сложной для подделывания. Именно способы печати и их комбинации — это действенные виды защиты от подделывания. Следующие технологии печати, применяются на купюрах России.

Высокая печать

Высокая печать номера банкноты

Рисунки и другие важные элементы банкнот печатаются с помощью высокой печати. Для этого способа создаются специальные металлические пластины, на которых выступающие поверхности оставшиеся после гравировки и формируют изображение.

Для каждой стороны создается своя пластина, на которую наносится краска и уже потом данная пластина плотно прижимается к купюре. Получившееся изображение имеет по краям характерные бортики, и немного выступает над остальными печатными элементами.

Высокая печать — способ нанесения номера.

Полученные листы с высокой печатью проверяются не автоматически с помощью машин, а вручную.

Металлография

Металлографская печать подразумевает создание углублений, в которые и помещается краска, так называемая глубокая печать.

Первичные пластины для металлографической печати изготавливаются ручной гравировкой из никеля.

Глубины оттиска напрямую зависит от формы, особенностью данного способа является то, что рельеф повторяется на обратной стороне банкноты в виде выступающего оттиска, который хорошо прощупывается.

Металлография отличается созданием рельефов высокой точности.

Металлографская печать делает видимыми даже самые маленькие штрихи на бумаге, а при увеличении они будут иметь четкий рельеф.

Ирисовый раскат

Ирисовый раскат на купюре 1000 рублей

Плавное перетекание из одного цвета в другой, еще называемое градиентным, легло в основу данного вида печати.

В любом, условном направлении при печати краска будет изменять свой цвет, при этом границы смены цвета краски будут нечеткими и смазанными, то есть переход цвета происходит плавно без резких скачков цвета.

Ирисовый раскат используется при офсетной или высокой печати. В различных купюрах условные границы перехода могут иметь очень незначительное смещение в пределах допуска.

 Орловская печать

Элемент орловской печати на банкноте 1000 рублей

Используемый для самых защищенных банкнот метод орловская печать один из наиболее сложных в реализации.

Орловская печать – формирует итоговый рисунок с помощью множества совмещенных, разно окрашенных элементов, при этом границы соприкосновений цветов чрезвычайно четкие.

Технология орловская печать подразумевает получение изображения за один оттиск. Оборудование для способа орловская печать – одно из сложнейших и высокоточных типографских оборудований России. Данная печать может быть как офсетной, так и высокой.

Тиснение

Рисунок сделанный с помощью тиснения – это борозды, образовавшиеся после воздействия штампа на бумагу. Рассмотреть такое изображение немного сложней, чем предыдущие, это связанно с тем, что штамп не использует краску вовсе, иногда вместо краски применяется специальная фольга.

Ровные границы сминания бумаги и бескрасочный метод печати делают данный способ печать предпочтительным для создания незаметных, на первый взгляд, рисунков.

Бумага должна быть повернута под определенным углом, дабы беспрепятственно рассмотреть получившийся оттиск. Также тиснение можно найти на ощупь.

Перфорация

Микроотверстия, формирующие изображение способа перфорация создаются лазером. Ровные края, а также равномерность отверстий – признаки неподдельного изображения. Помимо изображений и надписей, таким образом, также делают цифры купюры.

Нумерация

Серийные номера банкноты

Для каждой банкноты России создается свой собственный, серийный номер.

Технология нанесения номера схожа со методом высокой печати, потому ей присущи соответствующие особенности.

Если потрогать цифры, то можно обнаружить небольшие выступы или рельефность этих самих цифр.

Используемые шрифты хотя и могут быть похожи со всеобще известными, но на деле имеют свои отличительные признаки.

Что происходит после печати банкнот?

Упаковки новых купюр России

Банкноты России проходят длительный этап перед поступлением в оборот, но чаще всего этап печати последний и после него свежие купюры оказываются в банках страны и кошельках людей, за исключением случаев с пост печатной обработкой для большей защиты.

Сложности в производстве начинаются уже на этапе создания будущего материала, бумага проходит несколько этапов перед поступлением в полиграфию.

Современные возможности полиграфических станков позволяют максимально защитить банкноты от подделок, даже несмотря на наличие защитных лент, отдельные способы печати, применяемые в создании купюр России, а также их комбинации позволяют максимально усложнить возможность появления поддельных денег.

Источник: http://numizmat-online.com/proizvodstvo-i-sposoby-pechati-banknot/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.