Литературные направления: романтизм и классицизм
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
- Литературное направление — комплекс эстетико-духовных принципов, который реализовывался в творчестве многих писателей в определённый исторический период. У литературного направления есть философская основа (что писатели изображают в рамках данного направления) и эстетические приёмы (как именно освещаются характерные для литературного направления процессы).
- Классицизм — литературное направление, имевшее значительное воспитательное значение: в его основе лежало представление о долге, равенстве и справедливости, уважение к идее государственности.
- Сентиментализм — литературное направление, утверждавшее главенство чувства над разумом. Одно из открытий сентиментализма — чувство превыше сословий и в равной степени доступно и знати, и простолюдинам.
- Романтизм — литературное направление, утверждающее ценность личности и, как правило, изображающее сильные характеры, борьбу личности против природы или против государства.
- Реализм — литературное направление, правдиво изображающее действительность во всём её многообразии. Для реализма характерна типизация — изображение типичных явлений действительности в индивидуальных характерах.
- Модернизм — литературное направление, в рамках которого автор изображает не действительность, а восприятие этой действительности героем. Внутри русского модернизма принято выделять символизм, акмеизм и футуризм.
- Символизм — нереалистическое модернистское направление, стремящееся изобразить нефизические сущности (идеи) с помощью символов.
- Акмеизм — модернистское направление, противостоящее символизму и утверждавшее важность предметного мира и точность каждого слова, описывающего его.
- Футуризм — модернистское направление, ориентированное на новаторство в области формы.
- Постмодернизм — литературное направление, основывающееся на игре с текстом. Реализуется путём цитирования литературных источников и культурных фактов.
В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).
Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.
Направление | Период | Смысловое наполнение | Представители |
Классицизм | ХVII– XVIII вв. | Акцент на разуме (просвещение, государственность) | Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин |
Сентиментализм | Конец XVIII — начало XIX в. | Акцент на чувствах (любовь, природа) | Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского |
Романтизм | Первая половина XIX в. | Страдания и одиночество главного героя | Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев |
Реализм | Вторая половина XIX — настоящее время | Правдивое отображение типичных явлений действительности | Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын |
Модернизм | XX в. | Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий | А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский |
Постмодернизм | Конец XX в. — XXI в. | Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам | Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин |
Основные черты классицизма
- Строгое определение типа жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких — трагические и возвышенные).
- Чистота языка (в высоких жанрах — высокая лексика, в низких — просторечная).
- Герои обязательно делятся на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему.
- Соблюдение правила «трёх единств» (времени, места и действия).
- В произведении обязательно должны утверждаться положительные ценности и возвышенный идеал.
«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные.
Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.
Основные черты сентиментализма
- Уход от прямолинейности классицизма.
- Субъективность как основа миропонимания.
- Культ чувства.
- Культ природы.
- Культ врождённой душевной чистоты, неиспорченности.
- Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий.
- Внимание к душевному миру человека.
- Превосходство чувства над разумом.
В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.
Основные черты реализма
- Романтическое изображение событий в образах.
- Стремление к познанию человеком себя и окружающего мира.
- Типизация художественных образов — создание «правдивых» и характерных для определённого времени персонажей и обстановок.
- Вера в познаваемость и разумность мира (этим реализм отличается от, к примеру, романтизма, в котором мир противопоставлялся человеку).
- Отображение жизни во всей её динамике (развитие, появление новых социальных типов и явлений действительности).
В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени.
И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.
Основные черты модернизма
- Пристальное внимание к внутреннему миру личности.
- Провозглашение «чистого» искусства, не требующего подтверждения «полезностью».
- Превосходство творческого прозрения над рациональным знанием.
- Видение литературы как высшего знания.
- Новые средства в искусстве (яркий пример — применение символов со всей их многозначностью, а также эпатажный язык футуризма).
- Стремление положить творчество в основу мироустройства, чтобы преобразовать мир по законам красоты.
Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.
Типы реалистических героев в русской литературе
Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.
Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.
Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.
Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.
В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.
Основные черты постмодернизма
- Плюрализм (допустимость множества справедливых мнений).
- Неопределённость (отсутствие правил в искусстве).
- Интертекстуальность (цитирование уже существующих литературных произведений с вплетением этих цитат в текст нового творения).
- Игра (творчество служит развлечением и для автора, и для читателя).
Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение “П”»).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?
Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.
К какому литературному направлению относится «Недоросль» . И. Фонвизина?
Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.
ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/istoriko-literaturnyj_process_literaturnye_napravleniya_i_techeniya.html
Литературные направления | ЕГЭ по литературе 2020
Admin
Уровень Вашей подготовки к ЕГЭ определяется не только знанием литературных направлений, но и умением их избирать среди множества имеющихся.
А если Вы все же затрудняетесь вспомнить направление при написании сочинения или при выполнении теста, вспоминайте наши таблицы — особенности, обозначенные в них, исчерпывающе описывают все необходимые для ЕГЭ литературные направления.
Классицизм
Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм. И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.
Периодизация и место зарождения | XVII – XIX вв. ( 17-19 вв) Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции. |
Представители в русской литературе | А. Д. Кантемир;В. К. Тредиаковский;А. П. Сумароков;М. В. Ломоносов; |
Представители в зарубежной литературе | Н. Буало;П. Корнель;Ж. Расин; Ж.-Б. Мольер |
Особенности |
|
Жанры | Высокие: трагедия, ода, поэма. Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира. |
Сентиментализм
Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.
Периодизация и место зарождения | Вторая половина XVIII века. |
Представители в русской литературе | Н. М. Карамзин; А .Н. Радищев. |
Представители в зарубежной литературе | Лоренс Стерн; Ричардсон; Жан-Жак Руссо. |
Особенности |
|
Жанры | Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь. |
Романтизм
Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.
Периодизация и место зарождения | конец XVIII – первая половина XIX века. Зародился в Германии. |
Представители в русской литературе | В. А. Жуковский;М. Ю. Лермонтов (ранние произведения);А. С. Пушкин (ранние произведение);К. Н. Батюшков;Е. А. Баратынский; Н. М. Языков. |
Представители в зарубежной литературе | Ф. Шлегель;Ф. Шеллинг;Ж.Сталь; Ламартин;Виктор Гюго;Альфред де Виньи; Проспер Мериме. |
Особенности |
|
Жанры | роман, поэма, баллада. |
Реализм
Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.
Периодизация и место зарождения | XIX век. Зародился в европейских странах. |
Представители в русской литературе | А. С. Пушкин;Л. Н. Толстой;Ф. М. Достоевский; А. П. Чехов. |
Представители в зарубежной литературе | О. де Бальзак;Ч. Диккенс; Э. Золя |
Особенности |
|
Жанры | роман, роман-эпопея, рассказ, повесть. |
Типы реализма
Название | Черты | Период | Примеры из русской литературы | Примеры из зарубежной литературы |
Просветительский реализм | Вера в разум человека, развитие творческих черт. | XVII – XVIII век. | А. Н. Радищев;Д. И. Фонвизин;Г. Р. Державин; | Д. Дефо;Дж. Свифт; Вольтер. |
Критический реализм | произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. | 1840 – 1890 -е гг. | В. Г. Белинский;Н. Г. Чернышевский;Н. А. Добролюбов; А. П. Чехов | Оноре де Бальзак; Джордж Элиот |
Социалистический реализм | изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. | 1920-1980 – е гг. | Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского | А. Барбюс; М. Андерсен-Нексе;И.-Р. Бехер; В. Бредель. |
Модернизм
К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.
Авангардизм | Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре. |
Символизм | Посвящена отдельная страница |
Акмеизм | Посвящена отдельная страница |
Футуризм | Посвящена отдельная страница |
ИмпрессионизмВозник в 1860 г. Активно развивался в 1870 – 1920 гг. | Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности. |
ЭкспрессионизмВозник в 1910 г. Развивался на протяжении XX века. | Ассоциативность, “эстетика морального шока”, эмоциональная насыщенность. |
КубизмВозник в 1907 г. Развивался на протяжении XX века. | Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов. |
ИмажинизмВозник в 1918 гг. Активно развивался в 1910 – 1920 гг. | Посвящена отдельная страница |
СюрреализмВозник в 1910-1920 гг. Развивался на протяжении XX века. | Хаотичное отображение действительности, алогизм. |
Источник: https://lit-ege.ru/literaturnye-napravlenija/