Литературные направления: романтизм и классицизм

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

Литературные направления: романтизм и классицизм

  • Литературное направление — комплекс эстетико-духовных принципов, который реализовывался в творчестве многих писателей в определённый исторический период. У литературного направления есть философская основа (что писатели изображают в рамках данного направления) и эстетические приёмы (как именно освещаются характерные для литературного направления процессы).
  • Классицизм — литературное направление, имевшее значительное воспитательное значение: в его основе лежало представление о долге, равенстве и справедливости, уважение к идее государственности.
  • Сентиментализм — литературное направление, утверждавшее главенство чувства над разумом. Одно из открытий сентиментализма — чувство превыше сословий и в равной степени доступно и знати, и простолюдинам.
  • Романтизм — литературное направление, утверждающее ценность личности и, как правило, изображающее сильные характеры, борьбу личности против природы или против государства.
  • Реализм — литературное направление, правдиво изображающее действительность во всём её многообразии. Для реализма характерна типизация — изображение типичных явлений действительности в индивидуальных характерах.
  • Модернизм — литературное направление, в рамках которого автор изображает не действительность, а восприятие этой действительности героем. Внутри русского модернизма принято выделять символизм, акмеизм и футуризм.
  • Символизм — нереалистическое модернистское направление, стремящееся изобразить нефизические сущности (идеи) с помощью символов.
  • Акмеизм — модернистское направление, противостоящее символизму и утверждавшее важность предметного мира и точность каждого слова, описывающего его.
  • Футуризм — модернистское направление, ориентированное на новаторство в области формы.
  • Постмодернизм — литературное направление, основывающееся на игре с текстом. Реализуется путём цитирования литературных источников и культурных фактов.

В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).

Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.

НаправлениеПериодСмысловое наполнениеПредставители
КлассицизмХVII– XVIII вв.Акцент на разуме (просвещение, государственность)Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
СентиментализмКонец XVIII — начало XIX в.Акцент на чувствах (любовь, природа)Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского
РомантизмПервая половина XIX в.Страдания и одиночество главного герояПозднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев
РеализмВторая половина XIX — настоящее времяПравдивое отображение типичных явлений действительностиПозднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын
МодернизмXX в.Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событийА. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский
ПостмодернизмКонец XX в. — XXI в.Игровое  повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактамТ. Н. Толстая, В. О. Пеле вин

Основные черты классицизма

  • Строгое определение типа жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких — трагические и возвышенные).
  • Чистота языка (в высоких жанрах — высокая лексика, в низких — просторечная).
  • Герои обязательно делятся на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему.
  • Соблюдение правила «трёх единств» (времени, места и действия).
  • В произведении обязательно должны утверждаться положительные ценности и возвышенный идеал.

«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные.

Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.

Основные черты сентиментализма

  • Уход от прямолинейности классицизма.
  • Субъективность как основа миропонимания.
  • Культ чувства.
  • Культ природы.
  • Культ врождённой душевной чистоты, неиспорченности.
  • Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий.
  • Внимание к душевному миру человека.
  • Превосходство чувства над разумом.

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.

Основные черты реализма

  • Романтическое изображение событий в образах.
  • Стремление к познанию человеком себя и окружающего мира.
  • Типизация художественных образов — создание «правдивых» и характерных для определённого времени персонажей и обстановок.
  • Вера в познаваемость и разумность мира (этим реализм отличается от, к примеру, романтизма, в котором мир противопоставлялся человеку).
  • Отображение жизни во всей её динамике (развитие, появление новых социальных типов и явлений действительности).

В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени.

И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.

Основные черты модернизма

  • Пристальное внимание к внутреннему миру личности.
  • Провозглашение «чистого» искусства, не требующего подтверждения «полезностью».
  • Превосходство творческого прозрения над рациональным знанием.
  • Видение литературы как высшего знания.
  • Новые средства в искусстве (яркий пример — применение символов со всей их многозначностью, а также эпатажный язык футуризма).
  • Стремление положить творчество в основу мироустройства, чтобы преобразовать мир по законам красоты.

Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Типы реалистических героев в русской литературе

Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.

Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.

Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.

Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.

В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.

Основные черты постмодернизма

  • Плюрализм (допустимость множества справедливых мнений).
  • Неопределённость (отсутствие правил в искусстве).
  • Интертекстуальность (цитирование уже существующих литературных произведений с вплетением этих цитат в текст нового творения).
  • Игра (творчество служит развлечением и для автора, и для читателя).

Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение “П”»).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?

Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.

К какому литературному направлению относится «Недоросль» . И. Фонвизина?

Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/istoriko-literaturnyj_process_literaturnye_napravleniya_i_techeniya.html

Литературные направления | ЕГЭ по литературе 2020

Литературные направления: романтизм и классицизм

Admin

Уровень Вашей подготовки к ЕГЭ определяется не только знанием литературных направлений, но и умением их избирать среди множества имеющихся.

А если Вы все же затрудняетесь вспомнить направление при написании сочинения или при выполнении теста, вспоминайте наши таблицы — особенности, обозначенные в них, исчерпывающе описывают все необходимые для ЕГЭ литературные направления.

Классицизм

Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм. И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.

Классицизм
Периодизация и место зарожденияXVII – XIX вв. ( 17-19 вв) Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции.
Представители в русской литературеА. Д. Кантемир;В. К. Тредиаковский;А. П. Сумароков;М. В. Ломоносов;
Представители в зарубежной литературеН. Буало;П. Корнель;Ж. Расин;

Ж.-Б. Мольер

Особенности

  • разум – превыше всего (метод рационализма Р. Декарта);
  • строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в “высоких жанрах”, а философские конфликты в “низких”);
  • использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром;
  • герои делятся на строго положительных и отрицательных;
  • главный конфликт – конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает);
  • соблюдение “трех единств” для драматических произведений (места, времени, действия);
  • изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства.
ЖанрыВысокие: трагедия, ода, поэма.

Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира.

Сентиментализм

Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита»  Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.

Сентиментализм
Периодизация и место зарожденияВторая половина XVIII века.
Представители в русской литературеН. М. Карамзин;
А .Н. Радищев.
Представители в зарубежной литературеЛоренс Стерн; Ричардсон;

Жан-Жак Руссо.

Особенности

  • чувства – превыше всего;
  • деление героев по способности их чувствовать и переживать (положительные с богатой душевной организацией, отрицательные с бедной);
  • особый интерес к чувствам героя;
  • изображение разнообразных чувств персонажей в большом количестве (слезы, восклицания, самоубийства, обмороки).
ЖанрыРоман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь.

Романтизм

Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.

Романтизм
Периодизация и место зарожденияконец XVIII – первая половина XIX века.

Зародился в Германии.

Представители в русской литературеВ. А. Жуковский;М. Ю. Лермонтов (ранние произведения);А. С. Пушкин (ранние произведение);К. Н. Батюшков;Е. А. Баратынский;

Н. М. Языков.

Представители в зарубежной литературеФ. Шлегель;Ф. Шеллинг;Ж.Сталь; Ламартин;Виктор Гюго;Альфред де Виньи;

Проспер Мериме.

Особенности

  • двоемирие, бегство от действительно в идеальный мир, деление света на “здесь” и “там” (“здесь” – притеснения, несчастная жизнь по чужой воле, “там” – воплощение мечт о жизни);
  • углубленный анализ внутреннего мира героя (психологизм);
  • новый тип героя – исключительный, одинокий, выступает против действительности, обычно с трагичной судьбой ;
  • использование автором фольклора, упоминание исторических событий.
Жанрыроман, поэма, баллада.

Реализм

Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.

Реализм
Периодизация и место зарожденияXIX век.

Зародился в европейских странах.

Представители в русской литературеА. С. Пушкин;Л. Н. Толстой;Ф. М. Достоевский;

А. П. Чехов.

Представители в зарубежной литературеО. де Бальзак;Ч. Диккенс;

Э. Золя

Особенности

  • достоверность изображаемых событий (“Война и мир” Л. Н. Толстого);
  • типизация характеров и явлений, несмотря на их индивидуальность  (воспитание Обломова или Татьяны Лариной);
  • характеры героев обусловлены общественной средой, их социализацией (взросление Штольца, Обломова и их разное будущее);
  • персонажи изображены с особым психологизмом (Портрет, речевая характеристика героев Достоевского);
  • принципы историзма, народности (“Тихий Дон” М. А. Шолохова) ;
  • новые типы героев (тип «маленького человека» (Девуш­кин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего челове­ка» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского).
  • неоднозначность авторской позиции (нет явного деления на положительных и отрицательных героев)
Жанрыроман, роман-эпопея, рассказ, повесть.

Типы реализма

Типы реализма
НазваниеЧертыПериодПримеры из русской литературыПримеры из зарубежной литературы
Просветительский реализмВера в разум человека, развитие творческих черт.XVII – XVIII век.А. Н. Радищев;Д. И. Фонвизин;Г. Р. Державин;Д. Дефо;Дж. Свифт;

Вольтер.

Критический реализмпроизведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей.1840 – 1890 -е гг.В. Г. Белинский;Н. Г. Чернышевский;Н. А. Добролюбов;

А. П. Чехов

Оноре де Бальзак;
Джордж Элиот
Социалистический реализмизображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм.1920-1980 – е гг.Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный,

позднее творчество В. В. Маяковского

А. Барбюс; М. Андерсен-Нексе;И.-Р. Бехер;

В. Бредель.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
АвангардизмРазличные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
СимволизмПосвящена отдельная страница
АкмеизмПосвящена отдельная страница
ФутуризмПосвящена отдельная страница
ИмпрессионизмВозник в 1860 г.

Активно развивался в 1870 – 1920 гг.

Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
ЭкспрессионизмВозник в 1910 г.

Развивался на протяжении XX века.

Ассоциативность, “эстетика морального шока”, эмоциональная насыщенность.
КубизмВозник в 1907 г.

Развивался на протяжении XX века.

Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
ИмажинизмВозник в 1918 гг.

Активно развивался в 1910 – 1920 гг.

Посвящена отдельная страница
СюрреализмВозник в 1910-1920 гг.

Развивался на протяжении XX века.

Хаотичное отображение действительности, алогизм.

Источник: https://lit-ege.ru/literaturnye-napravlenija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.