Популярные произведения М. Булгакова

Содержание

5 рассказов, с которых надо начинать читать Булгакова

Популярные произведения М. Булгакова

Непохожие друг на друга короткие тексты, по которым можно легко понять, каким был Булгаков-писатель 1920-х

Составила Мария Котова

Михаил Булгаков. 1920‑е годыМузей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и уже в следующем году начал публиковаться в тонких московских журналах — «Рупор», «Крас­ный журнал для всех», «Смехач» и других; устроился фельетонистом в газе­ту «Гудок» и стал постоянным автором берлинской газеты «Накануне».

Пер­вые московские годы Булгакова ознаменовались появлением большого чис­ла очерков, заметок, репортерских отчетов, фельетонов, рассказов и пове­стей.

До середины 1920-х годов Михаил Булгаков был известен как столич­ный писатель и лишь во второй половине 1920-х, после огромного успеха спектакля «Дни Турбиных», приобрел славу драматурга и практически оста­вил прозу.

 Мы выбрали пять рассказов Булгакова 1920-х годов, написанных в разных жанрах и на разные темы. Все вместе они дают представление о Булгакове-писателе того времени — о том, с чего он начинал и как работал со своим недавним прошлым и новой советской реальностью.

«Самогонное озеро» (1923)

«Самогонное озеро» — визитная карточка первых московских лет Булгакова. Переехав в столицу, он быстро обрел славу тонкого наблюдателя и остроумного летописца московского быта первой половины 1920-х годов.

Главный редактор литературного приложения к берлинской газете «Накануне» Алексей Толстой просил московских сотрудников: «Шлите побольше Булгакова!» «Самогонное озеро» — самый характерный и смешной из этой серии рассказов и очерков.

Главный герой рассказа, занимающий комнату в коммунальной квартире № 50, под вечер, когда в «проклятой квартире» воцарилась тишина, намеревался почитать спокойно книжку, но чтение прервал крик петуха. Как выяснилось, петуха заживо ощипывал абсолютно пьяный неизвестный гражданин, собу­тыльник квартхоза Василия Ивановича.

Главный герой спас петуха, и на время в квартире снова стало тихо, но затем ночью уже сам квартхоз выбил все стекла и избил свою жену. На шум вызвали пьяного председателя правления, а в три часа ночи к герою пришел, «качаясь, как былинка под ветром», Иван Сидо­рыч — второе лицо в правлении после председателя.

Утром приходили другие пьяные соседи, а также младший дворник («выпивший слегка»), старший («мертво-пьяный») и истопник («в страшном состоянии»). Днем самогонную точку прикрыла милиция, но уже вечером «забил свеженький источник» по соседству, и повальное пьянство продолжилось с неменьшим размахом.

Отчаявшийся герой с женой закрыли комнату и уехали на три дня к сестре.

Прототип Аннушки — Анна Федоровна ГорячеваМузей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков, по-видимому, почти буквально описывает свою жизнь в коммунальной квартире № 50 по Большой Садовой улице, 10, где он жил вместе с женой Татьяной Лаппа с осени 1921 года. Вместе с ними в ком­мунальной квартире жили еще 16 чело­век, большую часть которых состав­ляли рабочие из соседней типографии.

Многие соседи Булгакова по комму­налке без труда узнаются в героях «Самогонного озера».

Так, Аннушка — это Анна Федоровна Горячева, которая будет прототипом и знаменитой Ан­нушки-чумы из «Мастера и Маргари­ты», а квартхоз квартиры № 50 Василий Иванович — это Василий Иванович Болтырев, 35‑летний краскотер 2‑й Московской фабрики Гознака, который неоднократно грозил Булгакову высе­лением и порядочно трепал ему нервы.

О самогонных буднях квартиры вспоминала позднее и жена Булгакова: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А ми­лиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштра­фовать хотели».

И сам Булгаков постоянно жаловался на шумную квартиру, мечтая поскорее съехать. В дневнике Булгакова сохранилась запись от 29 ок­тября 1923 года: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что насе­ляет эту квартиру».

Покинуть квартиру № 50 Булгакову удалось только осенью 1924 года, а первое отдельное жилье с собственным кабинетом появилось у не­го лишь тремя годами позже.

«Китайская история» (1923)

«Китайская история», возможно, наименее известный рассказ Булгакова — и вместе с тем один из его лучших. Он выделяется своей нетипичностью: в рассказе нет коммунального быта, хорошо знакомого писателю, нет магазинов и ресторанов шумной эпохи нэпа, нет автобиографической основы — но есть Гражданская война.

Случайно попавший в Советскую Россию китаец ходя  Ходя — прозвище китайцев, торговавших с лотков (см., например, в «Египетской мар­ке» Осипа Мандельштама: «Ночью снился китаец, обвешанный дамскими сумочками, как ожерельем из рябчиков»), а затем так стали называть всех китайцев. Сен-Зин-По тоскует по теплому Китаю в холодной чужой Москве.

В опиумном салоне он потерял последние деньги и полушубок. Позднее «в каком-то гигантском зале с полу­круглыми сводами» китаец попадает к красноармейцам и его записывают добровольцем: оказывается, что Сен-Зин-По великолепный стрелок и в его «агатовых косых глазах от рождения сидела чудесная прицельная панорама».

В первом же бою («блистательный дебют») Сен-Зин-По погибает, так до конца и не осознав происходящее.

Рассказ о трагической гибели китайца в огне Гражданской войны, которую он не понимает и в которой оказывается по чистой случайности, Булгаков явно противопоставляет знаменитой в то время повести Всеволода Иванова «Броне­поезд № 14.69», герой которой, красноармеец Син-Бин-У, обладает классовым чутьем, становится на сторону Красной армии и жертвует собой ради общей победы.

Спустя три года герои «Китайской истории» перешли в пьесу Булгакова «Зой­кина квартира» — одинокий потерянный Сен-Зин-По превратился в китай­ского бандита и убийцу, а старый китаец, владелец опиумного притона, стал в пьесе хозяином прачечной.

«Ханский огонь» (1924)

«Ханский огонь» также стоит особняком в череде булгаковских рассказов: это полностью выдуманная история с сильной фабулой и неожиданным финалом, написанная Булгаковым практически на спор:

«Сам довольно искушенный новеллист, В. П. Катаев, сравнивая с О’Ген­ри наших писателей, как-то пожаловался:      — Пишут плохо, скучно, никакой выдумки. Прочитаешь два первых абзаца, а дальше можно не читать. Развязка разгадана.

Рассказ просма­тривается насквозь до последней точки.

     Задетый за живое, вдруг встревает другой наш новеллист — Булгаков:

     — Клянусь и обещаюсь: напишу рассказ, и завязку так и не развяжете, пока не прочитаете последней строчки».

Иван Овчинников. «В редакции „Гудка“»

Действие рассказа происходит в усадьбе-музее «Ханская Ставка». Старый смо­тритель Иона, служивший еще до революции у бывших ее хозяев, показывает дворец группе молодых экскурсантов. Среди них он отмечает двух загадочных посетителей — «голого» в одних шортах и пенсне и иностранца в золотых оч­ках.

Дворец вызывает разные чувства у посетителей — комсомольцев, голого, буржуазной дамы с дочкой, таинственного иностранца. В конце концов, выпро­водив посетителей, Иона собирается закрыть музей, замечает того самого зага­дочного иностранца и вдруг узнает его лицо.

Финал рассказа, как и обещал Булгаков, заранее предсказать невозможно.

Интерьер Овального зала в музее-усадьбе «Архангельское». 1954 годФотохроника ТАСС

Прототипом дворца послужила, вероятно, усадьба Архангельское, в которой Булгаков побывал в 1923 году. Любопытная деталь: фамилию главного героя Тугай-Бег Булгаков использовал затем в качестве своего псевдонима.

В рассказе появляется важная для Булгакова тема эмиграции и противостояния дореволюционного мира (таинственный иностранец в золотых очках) и новой советской реальности (молодые комсомольцы-экскурсанты).

В 1921 году Бул­гаков сам едва не покинул Россию на пароходе из Батума в Константинополь, а до этого в 1920 году во Владикавказе собирался оставить город вместе с белы­ми, но свалился с тифом.

Татьяна Лаппа вспоминала позднее, как Булгаков упрекал ее:

«„Ты — слабая женщина, не могла меня вывезти!“ Но когда мне два вра­ча говорят, что на первой же остановке он умрет, — как же я могла вез­ти? Они мне так и говорили: „Что же вы хотите — довезти его до Казбе­ка и похоронить?“»

В эмиграции побывала вторая жена Михаила Булгакова — Любовь Евгеньевна Белозерская. Писатель расспрашивал ее о Константинополе, когда писал пьесу «Бег».

«Вьюга» (1926)

Михаил Булгаков. Около 1918 годаМузей М. А. Булгакова

Рассказ «Вьюга» входит в знаменитый цикл «Записки юного врача», — а сим­волическая глубина рассказа, напря­женность действия, почти кинемато­графическая точность в изображении главной сцены погони и счастливая развязка делают «Вьюгу», как кажется, главным и самым захватывающим рас­сказом цикла.

Молодой врач, принимающий по сто крестьян в день, наслаждается неожи­данным покоем и горячей ванной: на улице вьюга, и никто не приехал на прием, — как вдруг ему приносят записку с просьбой срочно приехать к пациентке — невесте конторщика, о свадьбе которого говорила вся округа («„Мне в жизни не везет“, — тоскливо подумал я, глядя на жаркие дрова в печке»). Проклиная все на свете, врач соглашается ехать, безнадежно наблю­дает смерть юной девушки и на пути домой в разыгравшейся вьюге теряет до­рогу. Герой и сопровождающий его пожарный спасаются от стаи волков («Мыс­ленно я увидел короткое сообщение в газете о себе и злосчастном пожарном») и добираются домой — борьба со смертью в этот раз закончилась победой, но борьба эта не окончена: «Озолотите меня, — задремывая, пробурчал я, — но больше я не по… — Поедешь… ан, поедешь… — насмешливо засвистала вьюга».

Драматичный рассказ произвел настолько сильное впечатление на читателей, что один из них прислал в редакцию свой отклик с описанием похожего случая: «Волки: из жизни участковых медработников с. Балаклая, Изюмского округа».

Семь рассказов «Записок юного врача» публиковались в 1925–1926 годах в жур­нале «Медицинский работник».

В их основе лежат реальные события из жизни писателя: в сентябре 1916 года он приехал работать земским врачом в село Ни­кольское Сычевского уезда (Смоленская губерния) и проработал в глухом крае единственным врачом почти год — до 20 сентября 1917 года.

Уже тогда он на­чал делать первые наброски рассказов о своей жизни в Никольском. Хотя писа­тель сдвигает повествование на один год (действие начинается в 1917‑м, а не в 1916 году), а главный персонаж холост, в остальном рассказы довольно точно отражают его биографию.

Спустя несколько лет в письме Правительству СССР Булгаков назвал одной из своих главных задач «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Одним из таких русских интеллигентов, несо­мненно, был и молодой герой «Записок юного врача».

«Я убил» (1926)

Одна из важнейших булгаковских тем первой половины 1920-х годов, связан­ная с осмыслением опыта Гражданской войны, — это тема коллективной ответ­ственности.

Как писала Мариэтта Чудакова, «участие — хотя бы и бездействи­ем — в убийстве соотечественников, ложащееся неискупимым бременем на всю дальнейшую судьбу каждого в отдельности и всех вместе, — этот био­графический мотив будет положен в основание художественного мира Бул­гакова».

Особенно здесь выделяются три рассказа: более ранние «Красная корона» и «Необыкновенные приключения доктора» и более поздний «Я убил».

Так, главный герой «Красной короны» не в силах предотвратить убийство и смерть, и это в буквальном смысле сводит его с ума: «Я ушел, чтоб не видеть, как чело­века вешают, но страх ушел вместе со мной в трясущихся ногах». Он безна­деж­но пытается вернуться в прошлое и изменить ход событий.

Рассказ «Я убил» интересен именно тем, что в нем, кажется, в первый и послед­ний раз в художественном мире Булгакова нарушается этот принцип бездей­ствия героя и последующего мучительного чувства вины.

Главный герой рассказа доктор Яшвин в компании друзей рассказывает, как семь лет назад он умышленно убил пациента. Зимой 1919 года его насильно мобилизовали отступающие из Киева петлюровцы, он стал свидетелем зверств и жестокостей полковника Лещенко. Однажды доктора позвали к полковнику перевязывать рану: какой-то несчастный истязаемый сумел броситься на него с перочинным ножом.

Именно здесь проходит та самая развилка, мучившая ге­роя рассказа «Красная корона». Доктор из пассивного свидетеля превращается в участника и вмешивается в происходящее: «Все у меня помутилось перед глазами, даже до тошноты, и я почувствовал, что сейчас вот и начались самые страшные и удивительные события в моей злосчастной докторской жизни».

Доктор Яшвин застрелил полковника и сбежал из петлюровского плена.

Доктор Яшвин, щеголеватый, смелый, удачливый, спокойный и скрытный человек, несомненно, несет в себе черты Булгакова.

Фабула рассказа тоже частично автобиографична: зимой 1919 года Булгаков как врач был насильно мобилизован петлюровцами, бежавшими от большевиков, наступавших на Киев.

В плену у петлюровцев он стал свидетелем убийства человека на мосту. Потрясенный писатель смог ночью сбежать:

«И вот в третьем часу [ночи] вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой  Варвара, сестра Михаила Булгакова. открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и состояние было ужасное — нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого пролежал целую неделю, больной был».

Татьяна Лаппа

Мучительные воспоминания о виденном в плену отразились в творчестве Бул­гакова. Так, в романе «Белая гвардия» появляется сцена убийства еврея у Цеп­ного моста:

«Пан куренной не рассчитал удара и молниеносно опустил шомпол на голову.

Что-то в ней крякнуло, черный не ответил уже „ух“… Повер­нув руку и мотнув головой, с колен рухнул набок и, широко отмахнув другой рукой, откинул ее, словно хотел побольше захватить для себя истоптанной и унавоженной земли. Пальцы крючковато согнулись и загребли грязный снег. Потом в темной луже несколько раз дернулся лежащий в судороге и стих».  

Источник: https://arzamas.academy/materials/1159

Лучшие произведения Булгакова: список и краткий обзор

Популярные произведения М. Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков, лучшие произведения которого представлены в данной статье, в литературной жизни СССР занимал обособленную позицию.

Ощущая себя наследником литературной традиции 19 века, он был одинаково чужд и соцреализму, насаждаемому идеологией коммунизма в 1930-е годы, и духу авангардистского экспериментаторства, свойственному русской литературе 1920-х годов.

Писатель резко сатирически, вопреки требованиям цензуры, изображал негативное отношение к строительству нового общества и революции в СССР.

Особенности мировоззрения автора

Произведения Булгакова отразили мировоззрение интеллигенции, в периоды исторических сломов и тоталитарного режима сохранявшей приверженность традиционным нравственным и культурным ценностям. Такая позиция многого стоила автору: его рукописи были запрещены к печати. Значительная часть наследия этого писателя дошла до нас лишь через десятилетия после его смерти.

Предлагаем вашему вниманию следующий список самых известных произведений Булгакова:

– романы: “Белая гвардия”, “Мастер и Маргарита”, “Записки покойника;

– повести: “Дьяволиада”, “Роковые яйца”, “Собачье сердце”;

– пьеса “Иван Васильевич”.

Роман “Белая гвардия” (годы создания – 1922-1924)

Список “лучшие произведения Булгакова” открывает “Белая гвардия”. В своем первом романе Михаил Афанасьевич описывает события, относящиеся к концу 1918 года, то есть к периоду Гражданской войны. Действие произведения происходит в Киеве, точнее, в доме, где в то время жила семья писателя.

Прототипы среди друзей, родственников и знакомых Булгаковых имеются почти у всех персонажей. Рукописи данного произведения не сохранились, но, несмотря на это, поклонники романа, проследив судьбу прототипов героев, доказали реальность и точность описываемых Михаилом Афанасьевичем событий.

Первая часть книги “Белая гвардия” (Михаил Булгаков) была опубликована в 1925 году в журнале под названием “Россия”. Полностью произведение вышло в свет во Франции через два года. Мнения критиков не были единогласны – советская сторона не могла принять героизацию классовых врагов писателем, а эмигрантская – лояльность к представителям власти.

В 1923 году Михаил Афанасьевич писал, что создается такое произведение, что “небу станет жарко…”. “Белая гвардия” (Михаил Булгаков) в дальнейшем послужила источником для известной пьесы “Дни Турбиных”. Возник также и ряд экранизаций.

Повесть “Дьяволиада” (1923 год)

Продолжаем описывать наиболее известные произведения Булгакова. К ним относится и повесть “Дьяволиада”.

В повествовании о том, как близнецы загубили делопроизводителя, писатель раскрывает вечную тему “маленького человека”, который стал жертвой бюрократической машины советской власти, в воображении Короткова, делопроизводителя, ассоциирующейся с дьявольской, разрушительной силой.

Уволенный с работы, не сумевший справиться с бюрократическими демонами служащий в конце концов сходит с ума. Произведение впервые было опубликовано в 1924 году в альманахе “Недра”.

Повесть “Роковые яйца” (год создания – 1924)

Произведения Булгакова включают в себя и повесть “Роковые яйца”. События ее происходят в 1928 году.

Владимир Ипатьевич Персиков, гениальный зоолог, обнаруживает уникальный феномен: красная часть светового спектра имеет стимулирующее воздействие на эмбрионы – они начинают гораздо быстрее развиваться и достигают размеров, гораздо более крупных, чем их “оригиналы”. Существует лишь один недостаток – данные особи отличаются повышенной агрессивностью и способностью к быстрому размножению.

Один совхоз, возглавляемый человеком с фамилией Рокк, решает использовать изобретение Персикова для восстановления численности поголовья кур после того, как по России проходит куриный мор.

Он забирает камеры-облучатели у профессора, но в результате ошибки вместо куриных к нему попадают крокодильи, змеиные и страусиные яйца.

Пресмыкающиеся, вылупившиеся из них, непрестанно размножаются – они движутся к Москве, сметая все на своем пути.

Сюжет этого произведения перекликается с “Пищей богов” – романом Г. Уэллса, написанным им в 1904 году. В нем ученые изобретают порошок, который вызывает существенный рост растений и животных. В результате экспериментов в Англии появляются гигантские осы и крысы, а позже и куры, различные растения, а также люди-великаны.

Прототипы и экранизации повести “Роковые яйца”

По мнению известного филолога Б. Соколова, прототипами Персикова можно назвать Александра Гурвича, знаменитого биолога, или Владимира Ленина.

Сергей Ломкин в 1995 году снял по мотивам этого произведения одноименный фильм, включив туда и таких героев произведения “Мастер и Маргарита”, как Воланд (Михаил Козаков) и кот Бегемот (Роман Мадянов). Олег Янковский с блеском исполнил роль профессора Персикова.

Повесть “Собачье сердце” (1925 год)

Впервые данная повесть была опубликована в Лондоне и Франкфурте в 1968 году. В СССР она распространялась в самиздате, и лишь в 1987 году состоялась официальная публикация.

Произведение, которое написал Булгаков Михаил (“Собачье сердце”), имеет следующий сюжет. События происходят в 1924 году.

Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достигает невероятных результатов в области омоложения и задумывает уникальный эксперимент – совершить операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке.

Бездомный пес Шарик используется в качестве подопытного животного, а вор Клим Чугункин, погибший в драке, становится донором органов.

У Шарика постепенно начинает выпадать шерсть, вытягиваются конечности, появляется человеческий облик и речь. Профессору Преображенскому вскоре придется, однако, горько пожалеть о совершенном.

При проведении обыска в квартире Михаила Афанасьевича в 1926 году были изъяты рукописи “Собачьего сердца” и возвращены ему лишь после ходатайства за него М. Горького.

Прототипы и экранизации произведения “Собачье сердце”

Многие исследователи творчества Булгакова придерживаются точки зрения, что писатель изобразил в этой книге Ленина (Преображенский), Сталина (Шариков), Зиновьева (ассистентка Зина) и Троцкого (Борменталь). Считается, кроме того, что Булгаков предсказал массовые репрессии, произошедшие в 1930-е годы.

Альберто Латтуада, итальянский режиссер, в 1976 году снял по книге одноименный фильм, в котором профессора Преображенского играет Макс фон Зюдов. Особой популярности, однако, эта экранизация не имела, в отличие от культовой картины режиссера Владимира Бортко, вышедшей в 1988 году.

Роман “Мастер и Маргарита” (1929-1940 годы)

Фарс, сатира, мистика, фантастика, притча, мелодрама, миф… Порой кажется, что произведение, которое создал Михаил Булгаков, “Мастер и Маргарита”, объединяет в себе все эти жанры.

Сатана в образе Воланда царствует по нашему миру с лишь одному ему известными целями, останавливаясь время от времени в разных селениях и городах. Однажды, во время весеннего полнолуния, он попадает в Москву 1930-х годов – то время и место, где никто не верит ни в Бога, ни в Сатану, отрицается существование Иисуса Христа.

Всех тех, кто вступает в контакт с Воландом, преследуют заслуженные наказания за свойственные каждому из них грехи: пьянство, взяточничество, жадность, эгоизм, ложь, равнодушие, грубость и т.д.

Создавший роман о Понтии Пилате Мастер находится в сумасшедшем доме, куда его загнала жесткая критика со стороны товарищей-литераторов. Маргарита, его любовница, мечтает лишь о том, чтобы найти Мастера и возвратить его к себе. Азазелло дает ей надежду на то, что эта мечта осуществится, но для этого девушка должна оказать одну услугу Воланду.

История произведения

Первоначальная редакция романа содержала детальное описание внешности Воланда, помещавшееся на пятнадцати рукописных страницах, которые создал Михаил Булгаков. “Мастер и Маргарита”, таким образом, имеет свою историю. Сначала Мастера звали Астарот. В 1930-х годах в газетах и советской публицистике вслед за Максимом Горьким закрепился титул “мастер”.

По сообщению Елены Сергеевны, вдовы писателя, Булгаков перед смертью сказал такие слова о своем романе “Мастер и Маргарита”: “Чтобы знали… Чтобы знали”.

Произведение было опубликовано лишь после смерти писателя. Впервые оно появилось на свет лишь в 1966 году, то есть через 26 лет после кончины своего создателя, в сокращенном варианте, с купюрами.

Роман сразу же приобрел популярность среди представителей советской интеллигенции, вплоть до того, что в 1973 году состоялась официальная публикация. Копии произведения перепечатывались вручную и таким образом распространялись.

Елена Сергеевна сумела сохранить рукопись в течение всех этих лет.

Большой популярностью пользовались многочисленные спектакли по мотивам произведения, поставленные Валерием Беляковичем и Юрием Любимовым, также были сняты фильмы Александра Петровича и Анджея Вайды и телесериалы Владимира Бортко и Юрия Кары.

“Театральный роман”, или “Записки покойника” (1936-1937 годы)

Булгаков Михаил Афанасьевич произведения писал до самой своей смерти в 1940 году. Книга “Театральный роман” осталась неоконченной. В ней от лица Сергея Леонтьевича Максудова, некоего писателя, повествуется о писательском мире и театральном закулисье.

26 ноября 1936 года была начата работа над книгой. Булгаков на первой странице своей рукописи указал два названия: “Театральный роман” и “Записки покойника”. Последнее было дважды подчеркнуто им.

По мнению большинства исследователей, данный роман – самое смешное творение Михаила Афанасьевича. Он создавался на одном дыхании, без набросков, черновиков и исправлений.

Жена писателя вспоминала, что, пока она накрывала ужин, ожидая возвращения мужа вечером из Большого театра, он усаживался за письменный стол и писал пару страниц этого произведения, после чего, довольный, потирая руки, выходил к ней.

Пьеса “Иван Васильевич” (1936 год)

К самым известным творениям относятся не только романы и повести, но и пьесы Булгакова. Одна из них, “Иван Васильевич”, предлагается вашему вниманию. Сюжет ее следующий. Николай Тимофеев, инженер, делает в Москве, в своей квартире машину времени.

Когда управдом Бунша заходит к нему, тот поворачивает ключ, и между квартирами исчезает стена. Обнаруживается вор Жорж Милославский, сидящий в квартире Шпака, его соседа. Инженер открывает портал, ведущий во времена Москвы 16 века.

Иван Грозный, испугавшись, бросается в современность, а Милославский и Бунша попадают в прошлое.

История эта началась в 1933 году, когда Михаил Афанасьевич договорился о написании “веселой пьесы” с мюзик-холлом. Первоначально текст назывался иначе, “Блаженство”, в нем в коммунистическое будущее уходила машина времени, а Иван Грозный появлялся лишь в одном эпизоде.

Данное творение, как и другие пьесы Булгакова (список их можно продолжить), при жизни автора не публиковалось и не ставилось вплоть до 1965 года. Леонид Гайдай в 1973 году по мотивам произведения снял свой знаменитый фильм под названием “Иван Васильевич меняет профессию”.

Это лишь основные творения, которые создал Михаил Булгаков. Произведения этого писателя вышеперечисленными не исчерпываются. Продолжить изучение творчества Михаила Афанасьевича можно включив и некоторые другие.

Источник: https://FB.ru/article/169061/luchshie-proizvedeniya-bulgakova-spisok-i-kratkiy-obzor

10 самых известных произведений Булгакова

Популярные произведения М. Булгакова

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова воплотило в себе в разнообразных жанрах и сюжетах лучшие традиции русской литературы. Он поднимает вопросы смысла человеческой жизни, поставленные перед людьми драматическим временем.

Испытавший множество жизненных невзгод, годы неприятия, писатель сохранил в своих произведениях потрясающую способность к необычной острой сатире в серьезных произведениях. Он утверждал, что спасение общества состоит в сохранении общечеловеческих ценностей, культуры и цивилизации.

Самые известные произведения Булгакова, которые представлены в статье, обязательны к прочтению.

Первоначальный замысел философского романа о вечной борьбе добра и зла, соединивший вопросы совершенного творчества и истинного глубокого чувства, возник в 1928 г. и представлял собой историю о Христе и Воланде, с которым были связаны варианты названий.

Сюжетная линия основных персонажей появилась в сочинении в 30-е годы после знакомства с прототипом Маргариты – Еленой Сергеевной, ставшей женой автора.

Образ состоятельной и красивой женщины, готовой отказаться от богатства и стабильности ради любви, даже продать душу дьяволу для спасения возлюбленного, вызывает восхищение многих поколений читателей.

Этот самый известный роман Булгакова был завершен в 1939 г., но правился писателем до самой смерти.

Уголки и пейзажи старой Москвы указывают на разные периоды существования города, хотя наши современники и сейчас находят нерешенными бытовые и моральные проблемы, описанные в романе.

Главы, посвященные мистическим силам, отличаются специфическим булгаковским юмором, а страницы о Христе и Мастере окрашены тонким лиризмом и нежностью.

2. Собачье сердце

Известнейшая повесть Булгакова создана в начале 1925 г., но рукопись изъяли у автора во время обыска, и она увидела свет только спустя шесть десятилетий, хотя ее сложная история существования включает распространение в самиздате и нелегальное издание за границей.

Фантастическое повествование представляет собой социальную сатиру. В ней с присущим писателю тонким юмором описывается рискованный и сомнительный опыт создания нового человека с помощью операции. Однако последствия оказываются непредсказуемыми.

На самом деле изменить мир к лучшему не так просто.

В произведении затрагивается тема взаимоотношений народа и интеллигенции и их роль в судьбе страны.

Многие критики расценивают повесть как политическую сатиру на руководство страны и находят прототипы персонажей среди государственных деятелей того времени.

Вывод писателя очевиден: насильственное вторжение в природу, историю и политику приводит к катастрофе, оно вскрывает негативные стороны общественных отношений.

3. Белая гвардия

Первый роман Булгакова, созданный в 1924-1925 годах на основе личных впечатлений, с документальной точностью изображает эпизоды Гражданской войны в Киеве, историю семьи русских интеллигентов и их друзей в это сложное время. Произведение задумывалось автором как крупная трилогия об эпохе, но написана была только первая книга о разрушении привычного мира русских интеллигентов.

https://www.youtube.com/watch?v=BTSBWBeftss\u0026list=PLi9DMvM9t8O3eyBo1kN65XwUq6AAKDR-l

Общественные бедствия раскрывают характеры героев. Члены семьи Турбиных в числе добровольцев – офицеров и юнкеров – защищают город, брошенный на произвол судьбы. Верный присяге Алексей в бессмысленном бою получает ранение, зато встречает любовь женщины, спасшей его от противников. Елена становится хранительницей дома, ставшего пристанищем для бывших офицеров.

Произведение насыщено символами: это сам Город, дом и лампа с зеленым абажуром, символизирующая порядок, комфорт и уют.

4. Записки юного врача

7 известных рассказов М.А. Булгакова были напечатаны в 1925-1926 г. в медицинском журнале. В них художественно переработаны и осмыслены действительные эпизоды, случавшиеся с писателем в период его работы доктором в сельской больнице.

Неопытному новичку приходится справляться с курьезными и весьма сложными случаями: ампутацией ноги (рассказ «Полотенце с петухом»), трудными родами («Крещение поворотом»), операцией трахеотомии у девочки с дифтерией («Стальное горло»).

В рассказах реалистично воспроизводятся предрассудки и невежество народа в то время, уклад жизни и обычаи сельских жителей («Тьма египетская»).

Горожанин, привыкший к комфортной культурной жизни, прекрасно разбирающийся в литературе и искусстве, в обстановке глухой деревни честно выполнял свою трудную работу, с симпатией и сочувствием относился к бедным пациентам.

5. Морфий

По тематике и сюжету рассказ, созданный в 1927 г., граничит с «Рассказами юного врача», но не включен в сборник.

Он написан в виде дневниковых записей доктора Полякова, прочитанных после его суицида бывшим сокурсником, которого приятель позвал на помощь. Доктор Бомгард опоздал спасти товарища.

Форма дневника дает возможность автору глубоко и искренне показать внутренний мир героя, раскрыть психологию героя.

В сюжете этого известного произведения Булгакова пересекаются две линии. В одной врач профессионально верно описывает симптомы заболевания, повествует о своем физическом и психологическом состоянии. Вторая сюжетная линия красочно рассказывает о самочувствии наркозависимого в момент эйфории и упадка сил.

Доктор беспристрастно анализирует, как наступило привыкание. Он сделал себе инъекцию, чтобы избавиться от боли в желудке и душевной травмы в результате ухода любимой. Это исповедь человека, прошедшего путь от нормального человека до полной деградации личности.

В дневнике доктора Полякова содержится предостережение всем людям об опасной зависимости.

6. Роковые яйца

Пристрастие Булгакова к жанру фантастики в русле направления модернизма сказалось при написании в 1924 г. сатирической повести «Роковые яйца», напечатанной в журнале «Красная панорама».

Действие антиутопии происходит в ближайшем будущем, позволяющем читателю оценить уровень развития общества и советской науки того времени. Эксперимент председателя колхоза с облучением яиц в целях улучшения производства кур превращается в кошмар.

Писатель сомневается в стабильности нового государства, однако его не оставляет надежда на восстановление страны после «нашествия гадов» и эпидемий, ставших бедствием для народа.

Автор ставит в произведении сложные философские вопросы о роли случайности в жизни личности и в истории. Датировка повести соотносит ее действие с церковными праздниками 1928 года – Пасхой и Преображением, намекая на изменение мира и его возвращение к привычному, но несовершенному облику.

7. Дьяволиада

Известная повесть, написанная Булгаковым в 1923 г. и увидевшая свет в альманахе «Недра» в 1924 г.

, рассказывает историю почти гоголевского «маленького человека», пострадавшего от бюрократизма советской системы, превратившейся в болезненном мозгу чиновника Короткова в страшную силу.

Сюжет организован на фоне шороха документов и погони по этажам и коридорам канцелярии за неуловимым заведующим. В этой беготне герой утрачивает собственную личность и даже имя, а потеря удостоверения делает его как бы совершенно несуществующим человеком.

https://www.youtube.com/watch?v=fHN1E3SVNVU\u0026list=PLi9DMvM9t8O3eyBo1kN65XwUq6AAKDR-l

Попытки справиться с бюрократической системой не увенчались успехом. Уволенный со службы главный герой терпит поражение в борьбе с непреодолимой бюрократической машиной и прыгает с крыши от настигающих его агентов угрозыска. Особенность повести – в кинематографической смене картин и фантастических бытовых подробностях.

8. Записки на манжетах

Повесть написана в 1922-1923 г. на основе личных впечатлений Булгакова и событий, которые произошли с ним во время жизни на Кавказе и первых месяцев после переезда в Москву. Текст не был напечатан при жизни писателя и частично утрачен. Основная тема книги – взаимоотношения литератора с властью.

Тяжелобольной главный герой (прототип самого Булгакова) обсуждает с коллегой создание в редколлегии газеты отдела искусства и вскоре становится его руководителем. В повести обстоятельно излагается дискуссия о творчестве А.С. Пушкина, которая состоялась в 1920 г.

во Владикавказе, где персонаж одерживает победу над теми, кто призывает отказаться от наследия великого поэта. Задуманную им статью о Пушкине не печатают, а посвященный поэту вечер терпит провал из-за глупой карикатуры. В результате литературные мероприятия отменяют.

9. Театральный роман

Неоконченный известный роман Булгакова с ироничным подзаголовком «Записки покойника» начат в 1936 г., в период очередного усиления гонений на писателя. Он написан от лица литератора Сергея Максудова и повествует о закулисном мире театральной и писательской интеллигенции. Однако в него входят наброски и черновики предыдущих лет.

В противоположность мрачному названию, книга довольно веселая. Журналист маленькой газеты на основе снов и фантазий по ночам сочиняет роман, позволяющий ему забыть о скучной реальности, но никогда не будет опубликован.

В книге затронут вопрос о конфликте внутреннего мира творца с внешними неблагоприятными обстоятельствами, столкновение с которыми писатель проигрывает. Персонажи автобиографического романа имеют реальных прототипов, а в сюжет включены описания действительных театральных постановок.

10. Иван Васильевич

Завершает десятку самых известных произведений Булгакова «Иван Васильевич».

Эксцентрическая пьеса, созданная в 1934-1936 годах, основана на фантастическом сюжете о перемещении во времени в результате поломки изобретенного инженером Тимофеевым устройства.

Последствием водевильной рокировки персонажей между веками происходит неразбериха, наполненная массой комических сцен. Попавшие в чужую эпоху герои ведут себя по правилам своего века.

Верный себе Булгаков подробно освещает детали московского быта 30-х годов, особенно квартирный вопрос, мучивший в то время писателя. Вдумчивый читатель понимает, что сцены террора опричников и легенда о крепостном без имени на бочке с порохом, наказанном за создание летающего аппарата, превращают комический сюжет в серьезный. Он намекает на атмосферу советской столицы.

Источник: https://top10reiting.com/10-samyh-izvestnyh-proizvedenij-bulgakova.html

Интернет журнал о выборе лучших товаров и услуг

Популярные произведения М. Булгакова

27.01.2020 18:15:45

Эксперт: Ирина Высоцкая

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Михаила Булгакова по праву относят к числу самых известных и талантливых русских писателей XX века. Практически непризнанные при жизни, в наше время его произведения считаются современной литературной классикой. Родился гениальный литератор в Киеве, в семье профессора богословии.

Он получил медицинское образование и долгое время работал врачом, также служил на фронте в качестве военного доктора. Свою писательскую деятельность Булгаков начал в 1920-х годах, вскоре после переезда в Москву. Он публиковался в столичных газетах, затем создавал сценарии для пьес, в то же время занимаясь и написанием книг.

Однако успешной его карьера была недолго – творчество писателя посчитали неуместным на фоне всеобщей коммунистической идеологии. Почти каждую работу критиковали в советской прессе, пьесы нередко изымали из театрального репертуара, книги запрещали публиковать, иногда доходило и до обысков квартиры.

Отчаявшийся Булгаков написал правительству письмо с просьбой разрешить выехать за рубеж либо позволить ставить спектакли в Московском Художественном академическом театре. В итоге он получил должность ассистента режиссера в МХАТе.

В этот период автор создал несколько интересных произведений, в том числе комедию “Иван Васильевич”, по которой впоследствии был снят знаменитый фильм Леонида Гайдая. Но главной его работой считается роман “Мастер и Маргарита”, который он написал в последние годы своей жизни.

Каждому, кто интересуется русской литературой, стоит ознакомиться с хотя бы некоторыми творениями Булгакова. Ниже мы предлагаем вашему вниманию подборку его лучших книг.

Обзор лучших произведений Михаила Булгакова

: 4.1

Небольшая сатирическая повесть, определяемая самим автором как “поэма в десяти пунктах с прологом и эпилогом”. Написана в 1922 году. По сюжету ожившие гоголевские герои из “Мертвых душ” оказываются в послереволюционной Москве периода НЭПа (новой экономической политики).

Главным персонажем является Павел Чичиков, который несмотря на изменившуюся историческую обстановку, очень быстро сумел устроиться в жизни. Посредством хитрости и обмана предприимчивый Чичиков и здесь проворачивает мошеннические махинации, сколачивая значительный капитал.

Такое возможно в первую очередь благодаря тому, что коррупция, непрофессионализм и халатность все так же сопровождают деятельность государственных чиновников, а простые обыватели по-прежнему равнодушны к окружающим. На страницах повести нашлось место и для персонажей из других гоголевских произведений.

Все беспринципные действующие лица благополучно существуют в XX веке, так как обновленное государство ничуть не менее погрязло в бюрократии, чем столетие назад.

Багровый остров

: 4.2

Действие повести “Багровый остров” происходит на затерянном в океане маленьком островке, а многих персонажей автор взял из романов Редьярда Киплинга и Жюля Верна.

Но по сути, этот своеобразный саркастический рассказ представляет собой взгляд со стороны на главные исторические события в России, начиная со времен октябрьской революции и заканчивая периодом “нового экономического порядка”.

Героев “Багрового острова” Булгаков писал с реальных политических фигур, так прототипом для вождя белых арапов был император Николай II, а в лице бездельника Кири-Куки легко угадывается председатель Временного правительства Керенский.

На основе повести в 1928 году писатель создал одноименную пьесу для Камерного театра, которая сразу же была тепло принята зрителями, хотя спустя короткое время ее запретили к показу.

Роковые яйца

: 4.3

Фантастическая повесть, написанная в 1924 году. Один из главных персонажей – ученый Владимир Персиков, он разработал “красный луч жизни”, который значительно ускоряет развитие живых существ, делает их во много раз крупнее и сильнее.

Профессор собирается проверить новую технологию экспериментально, но заведующий показательным совхозом Александр Рокк не собирается ждать, он намерен с помощью луча начать производство гигантских кур и уже заручился для этого поддержкой Кремля.

Только вместо партии куриных яиц Рокк из-за ошибки работников почтовой службы получает яйца крокодилов и змей. Выросшие до чудовищных размеров агрессивные рептилии расправляются со всеми на своем пути и движутся в сторону густонаселенной столицы.

Одним из основных источников для идеи книги послужил роман “Пища богов” английского писателя Герберта Уэллса. На основе сюжета повести “Роковые яйца” в 1995 году режиссер Сергей Ломкин снял полнометражный комедийно-фантастический фильм.

Дьяволиада

: 4.4

Книга Булгакова “Дьяволиада” раскрывает тематику типично гоголевского “маленького человека”, столкнувшегося с набирающей обороты бюрократической машиной советской власти.

Став ее жертвой, делопроизводитель Коротков теряет рассудок, начиная ассоциировать чиновников и государственных служащих с дьявольской силой. После увольнения главного персонажа окончательно помутившийся рассудок ставит его на грань самоубийства.

Некоторое время произведение не брали в печать, но в итоге публикация повести все же состоялась – в 1924 году на страницах альманаха “Недра”.

Собачье сердце

: 4.5

События фантастической повести “Собачье сердце” происходят в 20-х годах прошлого века. Талантливый хирург профессор Преображенский в рамках эксперимента по исследованию методов омолаживания решил осуществить пересадку человеческого гипофиза бездомному псу по кличке Шарик.

Донором же стал погибший в драке пьяница и вор Клим Чугункин. После операции Шарик к изумлению профессора и его помощника постепенно начал превращаться в человека. Но выяснилось, что вместе с человеческим обликом пес перенял и все худшие черты своего донора.

Впрочем, ни хамство, ни любовь к выпивке не мешают Полиграфу Шарику, как назвали новообразованного человека, успешно адаптироваться в московском обществе, вскоре заняв пост начальника по отлову бродячих животных.

Рассказ был впервые опубликован в 1968 году в Германии и Великобритании, а на родине писателя официально его издали только 19 лет спустя. А еще через 20 лет по мотивам повести режиссер Владимир Бортко снял двухсерийный телевизионный фильм.

Записки на манжетах

: 4.6

“Записки на манжетах” – это произведение эпистолярного жанра, своего рода дневник, который вел Булгаков во время своего путешествия по стране в период гражданской войны.

По причине тотального дефицита, бумаги иногда не хватало, и автор делал некоторые записи на манжетах одежды, чем и обусловливается название книги.

Она состоит из двух частей: в первой довольно детально рассказывается о жизни писателя на Кавказе, вторая повествует о первых месяцах, проведенных в Москве.

Значительное внимание уделяется сложным отношениям Булгакова с действующей коммунистической властью, в частности говорится о его планах относительно эмиграции за рубеж. В повествовании реальные факты и события перемешаны с мистикой и “приправлены” острым булгаковским юмором. При жизни автора “Записки на манжетах” ни разу не издавались в полном объеме.

Жизнь господина де Мольера

: 4.7

Исторический роман знакомит читателя с биографией знаменитого французского драматурга и актера Жана-Батиста Мольера. Повествование начинается с самого рождения героя книги. В юности Мольер поначалу собирался пойти по стопам своего отца обойщика, который гордился тем, что снабжает обоями даже самого короля.

Однако стоило ему раз увидеть театральную постановку, и он понял, что не хочет связывать свою судьбу ни с чем, кроме искусства. Произведение, несмотря на художественную форму, имеет прочное основание в виде тщательно изученных Булгаковым документальных свидетельств.

Кроме того, автор красочно и живо описывает неповторимую атмосферу старой Франции. В 1933 году рукопись была сдана в издательство, но к печати дело не дошло – редактор посчитал, что книга написана с немарксистской позиции и содержит завуалированную критику сталинской эпохи.

Первое издание “Мольера”, как изначально назвал его автор, увидело свет лишь через 30 лет после написания.

Театральный роман

: 4.8

Этот роман Булгаков начал писать всего через пару недель после разрыва творческого союза с Московским Художественным академическим театром. В нем подробно, откровенно и с немалой долей иронии освещается закулисная театральная жизнь.

Второе название книги – “Записки покойника”, поскольку главным персонажем выступает покончивший с собой начинающий драматург и писатель по имени Сергей Максудов, перед смертью завещавший издателю опубликовать его произведение о театре. В рассказе без труда угадываются параллели на взаимоотношения Булгакова с руководством МХАТа, в частности с Константином Станиславским.

Также присутствует критика теории Станиславского, что талант обретается путем тренировок. “Театральный роман” был написан автором без набросков и правок, на одном дыхании.

Белая Гвардия

: 4.9

Действие романа происходит во время гражданской войны, в центре сюжета – живущая в Киеве дворянская семья, а также их родственники и знакомые. Пытаясь выжить в условиях социального катаклизма, они наблюдают гибель мира русской интеллигенции и устоявшихся культурных ценностей.

Книга отчасти автобиографическая, почти все персонажи списаны с конкретных людей из жизни самого автора, более того, основные события происходят в том самом доме, где когда-то жила семья Булгаковых. В России “Белая Гвардия” была опубликована лишь частично в 1925 году, полностью же она вышла во Франции, спустя пару лет.

На основе сюжета книги, Булгаков позднее создал пьесу “Дни Турбиных”. В 2012 году по роману вышел мини-сериал, снятый режиссером Сергеем Снежкиным.

Мастер и Маргарита

: 5.0

Роман “Мастер и Маргарита” – настоящая жемчужина не только русской, но и мировой литературы, он по праву входит в число лучших произведений XX века. В книге автор, не жертвуя художественной ценностью сюжета, сумел затронуть ряд важных философских тем.

Добро и зло, любовь, вера, библейская мифология, поиски смысла среди трудностей повседневного быта – всему этому нашлось место на страницах главного шедевра Булгакова.

Писатель представил альтернативное и весьма оригинальное видение Дьявола и Христа, сделав их более многогранными персонажами, чем традиционно принято считать. В образах Мастера и Маргариты прослеживается связь с самим Михаилом Булгаковым и его преданной женой Еленой.

На создание романа ушло целых 12 лет, причем даже будучи тяжело болен, автор продолжал работать вплоть до последнего дня своей жизни. Он успел закончить только черновые рукописи, после смерти русского гения редактурой и попытками издать произведение занималась супруга.

Но все ее усилия не помогли пробиться через советскую цензуру того времени, впервые “Мастер и Маргарита” опубликовали в полном объеме только в 1973 году. Книга была дважды экранизирована: режиссером Юрием Карой (1994 год) и Владимиром Бортко (2005 год).

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Источник: https://expertology.ru/10-luchshikh-proizvedeniy-mikhaila-bulgakova/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.