Как найти хорошую рифму

Хорошая и плохая рифма. Влияние на восприятие стихотворений

Как найти хорошую рифму

Задумывались ли вы, почему одни стихи вызывают восторг и умиление, а другие — разочарование и раздражение? Качественное стихотворчество включает очень много различных факторов, в том числе не только литературные, но и технические.

Поиграем в ассоциации: какие «ключевые слова» возникают у вас в уме при слове «стихотворение»? Уверен, что в числе первых будут «ритм», «рифма»… Пока на этом остановимся.

Русская поэтическая традиция, в отличие от многих западных или восточных, подразумевает, что в стихах, как правило, должна присутствовать рифма.

Никто и не думал отвергать безрифменные поэтические жанры, но если автор начал использовать рифму в стихотворении, то от него ожидается, что он до конца серьезно отнесётся к ней. Вряд ли стоит утверждать, что рифма — главная составляющая славянской поэзии. Но всё же если она используется неумело, это портит впечатление от произведения.

Как этого не допустить? Что нужно учитывать, придумывая рифму? Какая рифма считается плохой, а какая — хорошей? Сразу почему-то хочется начать с отрицательных примеров… Но для начала определимся с понятием.

Рифмой называется такое составление концовки стихотворных строк, при котором ударные слоги на слух воспринимаются как похожие. Бессмысленно искать какие-то чёткие законы и рамки в отношении того, сколько букв или звуков должны быть одинаковы.

Рифму нужно почувствовать, в чём, надеюсь, поможет, эта статья.

Плохие рифмы 

Рифмы плохого качества легко укладываются в простую классификацию. О ней сейчас и поговорим, но для начала — что рифмой вообще не является.

Даже в известных песнях встречаются «странности» вроде пар «везде» – «уже», но там это, во многом, сглаживается музыкой. А вот едва созвучные слова типа «тебя» – «меня», «дорога» – «друга» и подобные вообще не относятся.

К плохим же причисляются, в частности, однокоренные, грамматические, тавтологические, бедные и штампованные, или заезженные.

Однокоренные (слова с одним корнем) выдают слабый словарный запас или, по меньшей мере, неаккуратность автора. Даже в хорошем по смыслу произведении рифма в стиле «кеды» – «полукеды» или «работал» – «заработал» убьёт всё впечатление напрочь.

Однако и у известных авторов попадаются варианты вроде «столетий» – «тысячелетий».

Конечно, этим не стоит оправдывать использование таких рифм в своих стихах — хотя бы потому, что начинающие поэты вряд ли смогут компенсировать подобные вещи литературностью или глубиной.

Пушкин был не прав?

Грамматической называют рифму, где используются слова одной и той же части речи в одинаковой форме. Фактически автор пытается срифмовать слова за счет тех же суффиксов и окончаний. Хотя ранее грамматические  считались нормой (по подсчетам, у Пушкина их доля составляла 16%), современный уровень поэзии диктует необходимость по возможности избегать их или хотя бы свести к минимуму.

Наиболее примитивной считается глагольная. И не так уж важно, в какой форме стоят глаголы: «считать» – «мечтать» или «уважаю» – «провожаю» не отнесешь к шедеврам. Нежелательны и, образованные из прилагательных, причастий и некоторых существительных. При рифмовке существительных лучше избегать пар с одинаковыми продуктивными суффиксами вроде -ан-, -ен- и т.п.

(чтение — сомнение, внимание – желание).

Тавтологические (иногда их называют эпифорами) широко применялись ранее, однако теперь не считаются хорошими. Чтобы понять, что это такое, можно привести известное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:

«Всё моё», — сказало злато;
 «Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато; 
«Всё возьму», — сказал булат.  Как видим, Пушкин не постеснялся срифмовать между собой одинаковые слова, но здесь это хотя бы оформлено со вкусом.

Чего не скажешь об известной песне современной певицы Земфиры, где слово «тоже» рифмуется само с собой.Впрочем, не следует путать такое явление с омонимической, которая, напротив, считается «высшем пилотажем» поэзии.

Например, у недавно ушедшего от нас популярного поэта Игоря Царева встречались такие: Там от звуков ночных и касаний темный пот выступает из пор –
Это эхо боев на Хасане между сопок живет до сих пор.

 Покопавшись в словарях омонимов, можно обнаружить и немало примеров омонимов в разных частях речи: «кос» (родительный падеж от слова «коса» и прилагательное в краткой формы), или же фонетические омонимы, где порой встречаются более одного образующих рифму слов, например «Плутон» — «плут он», «львы» – «ль вы». Их употребление приветствуется.

Следующая категория неудачных рифм — бедные. Литераторы назвали это ассонансом (такой термин, в частности, встречается в «Письмах о русской поэзии» Николая Гумилёва), и считали допустимым в небольших «дозах» и при условии использования «со вкусом». Сюда относим типа «заря» – «звеня», «зима» – «холода» и так далее. А вот пример известного четверостишия, где обе пары можно считать неудачными:

Твоих лучей небесной силою 
Вся жизнь моя озарена. 
Умру ли я, ты над могилою 
Гори, гори, моя звезда! 

Как легко заметить, слова «озарена» – «звезда» не очень созвучны, а другая пара является грамматической. Конечно, произведение Владимира Чуевского выигрывает во многом другом, чего не скажешь о большинстве примеров современных произведений с неудачными рифмами, которыми наполнен интернет. Итак, если в рифме участвуют только гласные звуки, а согласные нет, она считается бедной.

И вновь любовь..

И, наконец, штампованные (заезженные), возможно не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий, однако используются настолько часто, что вызывают у читателей и критиков ощущение оскомины на зубах. Прежде всего, к таковым следует отнести «любовь» – «вновь» – «кровь», «тебя» – «любя», «берёзы» – «слёзы» – «морозы» – «грёзы»… Вот знаменитое пушкинское («Евгений Онегин»): 

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
Читатель ждёт уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!

Да, еще во времена «Золотого века» поэзии подобные рифмы «приелись». Что уж говорить о нынешних! Ясно, что использование таких рифм вызывает стойкое отторжение, на которое (если вам сделают замечание) не следует обижаться. А лучше узнайте о том, как подобрать хорошие.

Хорошие рифмы

Итак, нужно делать рифму поточнее и пооригинальнее. Но не всё так просто, поскольку хорошие  тоже имеют свои разновидности, и их полезно знать. Не претендуя на полноту классификации, обратим внимание на несколько типов хорошей рифмы. Прежде всего, на авторские, составные, акустические, глубокие, надстроечные и абсолютные.

Точность или оригинальность?

Когда речь заходит об авторской, сразу вспоминается Маяковский с его «куст вам» – «искусство», «спокоен как» — «покойника», «воздухе» – «звёзд ухе»… В самом деле, Владимир Владимирович работал над стихом, и в том числе над рифмой, очень старательно, что оставляет и по сей день у многих яркое впечатление. Не нравится Маяковский — почитайте более лиричного Есенина:

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату. 

Можно привести много примеров: «лёд щеки» – «лётчики», «Киева» – «старики его», «усадьбы» – «записать бы», «эпитеты» –  «хотите то»…Вероятно вы заметили, что нередко самые интересные авторские рифмы бывают составными, то есть состоящими из более чем одного слова.

И в самом деле, они способны сделать поэтическую речь еще выразительнее. Хотя нередко из-за этого страдает точность, современные поэты и критики, устав от объёмов и банальности бледных творений «сетературы», склонны больше ценить оригинальную, нежели точную рифму.

Конечно, в погоне за такими, стоит быть осторожным, не забывая о главной цели поэзии.

Впрочем, следующие разновидности хорошей рифмы, которые мы рассмотрим, касаются как раз точности. Акустические рифмы различны по написанию, однако они хорошо «слушаются».

Посмотрите, например, на такие варианты: «грешно» – «конечно», «спиться» – «спица», «нализаться» – «канализация».

Стоит заметить, что последняя пара (придуманная мною в ходе работы над статьей, хотя не исключаю, что она уже могла использоваться) относится к категории неравносложных, и на слух воспринимается отлично.

Еще один пример из творчества Маяковского: «врезываясь» — «трезвость». Такие тоже считаются хорошими.Акустические подразделяются на объективные (подчиненные законам произношения: «нас» – «раз», «поп» – «лоб») и субъективные (созвучия, которые основаны на индивидуальном восприятии: «ящик» – «оснастчик», «длинный» – «дивно»).

Шипящие требуют уважения

Теперь перейдём к глубоким, которые считаются очень хорошими и качественными, даже если пара представляет одну и ту же часть речи.

В ней рифмуется не только ударный слог, но и предударный или послеударный, что делает её точнее, но нередко лишает оригинальности. То есть такая рифма идёт глубже ударного слога. К ней относятся, например, пары «вода» – «провода», «полей» – «тополей».

А вот более оригинальный представитель глубоких рифм у известного поэта и критика начала 20-го века Николая Гумилёва:

Или, бунт на борту обнаружив, 
Из-за пояса рвёт пистолет 
Так, что сыплется золото с кружев, 
С розоватых брабантских манжет.

В данном случае «обнаружив» – «кружев» – отличный пример, поскольку, во-первых, в ней используются деепричастие против существительного и потому, что созвучен безударный последний слог после шипящей «ж», которая, в противном случае, могла бы несколько подпортить созвучие.

Гумилёв хорошо понимал, что шипящий звук в рифме требует другой шипящей, свистящий — свистящего в паре, сонорный — сонорного. Но шипящие и свистящие звучат резче и обращают на себя внимание, не прощая «неуважения». И как раз его мы наблюдаем во второй — четвёртой строках.

В общем, в поисках более длинных созвучий можно много экспериментировать. Это связано с трудностями (особенно в поиске глубокой дактилической рифмы, где за ударным слогом стоит еще два безударных), но поможет создать желаемый эффект. Вот пример из творчества Тима Скоренко:

Ни щита, ни забрала — пуховая красная мантия, 
Постаревший король в ожиданье последней процессии… 
А когда-то — он помнит — была в его жизни романтика: 
Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами… 

Говоря о надстроечной, стоит упомянуть о двух вариантах её названия: усечённая и добавленная. Суть ее сводится к использованию слов, где в одном слове после сильного рифмующегося слога звуков нет, а в паре присутствует согласный звук или даже несколько.

Для примера — к слову «тоска» хорошей надстроечной рифмой является «рассказ» или «в висках», к слову «поле» – «волей», к слову «сразила» – «могилой» и так далее. Обратите внимание на следующее четверостишие Н.

Асеева, где такая рифма используется в обеих парах: Мы растём, развёртывая плечи, 
Завоёвываем воздух, радио, кино; 
Но — сквозь новый облик человечий 
Просквозит внезапно век иной. 

И последняя интересная разновидность рифмы, которую мы рассмотрим, – абсолютная. В ней слова идентичны по звуковому наполнению, однако один из предударных согласных мягкий, а другой — твёрдый.

Примеров можно привести огромное множество: «слог» – «слёг», «ложа» – «лёжа», «выселится» – «виселица»… Однако «на закуску» приведу пример абсолютной рифмы из творчества того же Пушкина.

Она использована в первой – третьей строках.

Чернилами я не марал бы пальцы, 
Не засорял бумагою чердак, 
И за бюро, как девица на пяльцы, 
Стихи писать не сел бы я никак. 

Ну как, вы заметили, в чем можно улучшиться, но ещё настроены писать стихи, «марать» бумагу, «засорять» память компьютера?.. Если да, то прекрасно, вы готовы учиться, а это главное.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595b6d948e557d717c01b6de/5bd3ff226b4c0f00aa284ba8

Сложные рифмы в рэпе

Как найти хорошую рифму

Сложные рифмы – это сокращение от слов «много-сложные рифмы». Сложные рифмы – это фразы, в которых рифмуется более одного слога. Сложные рифмы могут быть двойными, тройными, четверными и т.д. рифмами.

Обычная рифма: cat / hat 
Сложная рифма: my cat / hi-hat 
Или длинная сложная рифма: bit my cat / hit the hi-hat

Примеры на русском языке:

Точная рифма — в рифмующихся словах совпадают все или почти все звуки:гость — кость — гвоздь

дочка — кочка — бочка — точка

Неточная рифма — в рифмующихся словах совпадает очень мало звуков, иногда рифма «держится» на одном или двух:рассказ — тоскаоружие — обнаруживая

листья — лица

Простая рифма — рифма отдельных слов:сталь — жальосень — восемьлед — мед

честь — месть

Сложная рифма — когда рифмуются группы слов:с тополей — сто полейне разглядела — не раз глядела

бежевый — где же я

Рэппер с Юга Ludacris любит прибегать к сложным рифмам в своих текстах. У Luda есть фирменный прием, он замедляет чтение к концу строки и подчеркивает конец каждой строки. Этот прием хорошо срабатывает, когда он вставляет в текст толковые сложные рифмы.

Пример

I’m never going nowhere, so don’t try me,
my music sticks in fans’ veins an I.V. 
Ludacris, «Number One Spot

В этом примере из трека Number One Spot, Luadacris складывает сложную рифму из «try me» (испытывай меня) и  «I.V.» (intravenous – внутривенное вливание). Он мог бы по-простому зарифмовать «me» с  «V.», но благодаря рифмовке дополнительных слогов (try с I) получается сложная рифма.

Какая разница между сложными рифмами и внутренними рифмами?

Пример внутренних рифм:

Don’t be silly cover your milli I’m  Billy
Don’t be dumb cover your gun I ain’t fun

Dizee Rascal, «Stand Up Tall»

Сложные рифмы:

Punchlines that kill… my hits’ll bury ya,
I rap to myself on the bus … schizophrenia

Зачем использовать сложные рифмы?

Сложные рифмы – это верный признак хорошего рэп текста и все лучшие рэпперы их применяют. Их труднее сложить, и они производят больше впечатления, чем обычные рифмы, а потому вызывают больше уважения. Сложные рифмы добавят больше разнообразия в твои рэп тексты и помогут улучшить твои стихи.

Как писать сложные рифмы?

Составлять сложные рифмы ненамного труднее, чем обычные рифмы, но они просто требуют больше времени. Первый шаг – это определить строчку, с которой ты собираешься начать. Возьмем для примера эту строку:

The elite force army rangers and navy seals,

Теперь мы создадим сложную рифму с «navy seals.» (Морские Львы – подразделение ВМС). Первым делом нужно составить список всех слов, которые рифмуются с «navy». Самый простой способ подобрать рифмы – это использовать словарь рифм (rhymezone.com), (русский словарь рифм —    http://xn—80apmov.

su/ ), и записать найденные подходящие слова, но при этом не забывать, что словарь выдает только «точные» рифмы, но не выдает неточные. В то же время неточные рифмы очень важны, потому что они дают больше простора для создания текста.

Это утверждение верно вдвойне при использовании сложных рифм, потому что иначе твои строки могут получиться натянутыми и глупыми. Другой недостаток словаря рифм в том, что он делает работу за тебя.

Если ты стараешься сам придумать рифмы для слова, то больше вероятность, что и во время фристайла ты сможешь придумывать рифмы по ходу выступления. Поэтому я советую прибегать к помощи словаря рифм, только если ты действительно в тупике.

Точные рифмы для navy:

gravy
wavy

Неточные рифмы для navy:

maybebabyladyrabiesweighty

etc…

Затем повтори весь процесс для второго слова, в нашем примере это   «seals.»

Точные рифмы для seals:

dealseelsfeelsheelsmealspeelsreelssquealssteals

wheels

Неточные рифмы для seals:

staleswhalesbeans

etc…

Теперь нам нужно связать рифмы к слову navy с рифмами к слову seals. Число возможных комбинаций очень велико, постарайся выбрать из них такие, которые имеют смысл.

Baby mealsWavy eelsLady squealsGravy feels

Weighty whales

Затем мы выбираем одну из комбинаций и пишем строку, в которой есть смысл.

I kick it operatic ‘til that fat lady squeals

или

your lyrics are stuffing,
so now I know how gravy feels

или

I’ll call you Gerber
cuz ya spittin’ up some baby meals

Напиши их целую пачку, а затем выбери одну строчку, которая тебе больше всех понравится. Либо можно использовать несколько строк, например, в такой последовательности:

The elite force army rangers and navy seals,I kick it operatic ‘til that fat lady squealsyour lyrics are stuffing, now I know how gravy feels,I’ll call you Gerber

cuz ya spittin’ up some baby meals

В общем, это самый простой способ писать рэп текст со сложными рифмами. Если ты разберешься в этой простой методике, то, значит, ты уже продвинулся в деле совершенствования рэп текстов.

ПРИМЕРЫ РЭП ТЕКСТОВ СО СЛОЖНЫМИ РИФМАМИ И ВНУТРЕННИМИ РИФМАМИ:

Автор Скиф

Призирая свои же УБЕЖДЕНИЯПлюём в лицо подавляя чьё то МНЕНИЕНадеясь ВЗЛЕТЕТЬ, УЛЕТЕТЬНе могу больше СМОТРЕТЬ, хватит ТЕРПЕТЬПора фак ПОКАЗАТЬ, за спиной врага НАКАЗАТЬВсё РАЗ на РАЗ УЗНАТЬЧто делать? БЕЖАТЬ, ДРОЖАТЬ?Нет! Кулак СЖАТЬ, красную кнопку НАЖАТЬА ПОТОМ стать ШЕПОТОМДоносящимся ГРОХОТОМА летя на ВОСТОК

Историю пишет КРОВОТСТОК не жалея СТРОК

Источник: https://DelaiRap.com/uchebnik/slozhniy-rifmi/

Рифмы слов в английском языке

Как найти хорошую рифму

Рифма – это повторение одинаковых или похожих звуковых сочетаний в конце двух и более слов. Рифма используется в стихотворениях и песнях, что придает им особое очарование для привлечения внимания слушателя. Рифмы делают речь приятной на слух. Чаще всего рифмуются последние слова в строчках.

Рифмы бывают:

  • полные – совпадение всех звуков после ударной гласной: tight – light;
  • не полные – повторение согласных или гласных звуков: worth – forth, sale – rain;
  • составные – рифмуются словосочетания : bottom – shot him;
  • зрительные – слова, написание которых частично совпадают, но сами слова звучат по-разному: wood – blood.

Самые популярные рифмы в английском языке

  • Again – men, ten, then, when.
  • All – ball, call, doll, curl, girl, fall, mall, roll, small, soul, tall, wall, world.
  • Alone – flown, home, own, phone, stone.
  • Back – attack, black, crack, hack, pack, track.
  • Believe – eve, live, leave.

  • Best – chest, crest, quest, rest, test, west.
  • Better – matter.
  • Body – beauty, dirty, party.
  • Book – brook, cook, hook, look, took.
  • Boy – destroy, employ, enjoy, joy, toy.
  • Care – bear, hair, pair, share, square, there, wear, where.

  • Chance – dance, ends, fans, France, friends, hands, romance, sense, tense.
  • Change – range, strange.
  • Child – mild, smiled, wild.
  • City – duty, kitty, pity, pretty.
  • Cold – gold, old, rolled, sold, told, want.

  • Cool – full, pool, rule, school, stool, tool, wool.
  • Crazy – amazing, baby, easy, lady, lazy, maybe.
  • Day – away, clay, deejay, delay display, grey, hey, lay, may, okay, pay, play, relay, replay, say, stay, they, today, way.
  • Down – brown, clown, crown, frown, town.

  • Dream – beam, been, between, cream, extreme, green, marine, scream, screen, steam, stream, supreme, swim, team, teen, theme.
  • Eyes – dies, guys, ice, lies, nice, price, slice, sunrise, surprise, twice.
  • Face – case, lace, place, race, space.

  • Fine – combine, dine, divine, design, line, mine, nine, shine, sign, time, vine, wine.
  • Fire – admire, denier, desire, entire, fighter, flower, flyer, higher, inspire, liar, power.
  • Flash – crash, hash, mash, smash, splash, trash.
  • Forever  –  ever, never, together.

  • Friend  –  band, defend, descend, depend, end, hand, land, send, spend, stand, trend, understand.
  • Future – nature, picture.
  • Game – became, came, claim, frame, name, same. Smile – aisle, I’ll, isle, mile, style, vile, while.

  • Go – ago, blow, bellow, flow, glow, grow, hello, know, no, oh, show, slow, snow, so, throw.
  • God – blood, flood, mud.
  • Good – could, foot, hood, mood, should, shoot, stood, wood, would.
  • Happen – happy, heaven, seven.

  • Hate – create, date, eight, fate, gate, great, late, locate, state, wait.
  • Head – bed, bread, dead, had, red, said.
  • Heart – apart, art, cart, chart, fart, part, smart, start.
  • Hell – well, shell, fell, bell, tell, sell, smell,
  • Here – clear, dear, fear, fever.

  • Hurt – alert, a lot, comfort, desert, dot, forgot, hot, jackpot, not, slot, shot.
  • I – buy, by, bye, cry, defy, deny, die, dry, eye, fly, goodbye, guy, high, inside, lie, my, pie, side, sigh, shy, sky, tie, try, why.
  • It – admit, bit, fit, grit, hit, knit, meet, shit, sit, split.

  • Let – debt, forget, net, set, sunset, yet.
  • Level – devil.
  • Life –  alive,  dive, drive, five, knife, rife, strife, wife.
  • Lip – chip, deep, equip, hip, jeep, keep, ship, skip, sleep, sweep.

  • Love – above, dove, enough, glove, half, laugh, of, off, shove, staff, tough.
  • Man – can, fan, ran. In – been, begin, between, clean, green, keen, mean, queen, seen, skin.
  • Me – be, fee, free, key, tea, tree, sea, see, she, we.

  • Mind – behind, declined, defined, designed, divined, find, kind, remind, signed.
  • Money – bunny, funny, honey, mummy, sunny.
  • More – bore, door, for, four, floor, score, store.
  • Much – such, touch.

  • Need – beat, feed, kid, meet, seat, sheet, speed, street, sweet, weed.
  • News – blues, confuse, muse, shoes.
  • Night – bite, bright, light, delight, fight, flight, height, knight, might, right, sight, slight, tight, tonight, white.
  • Now – allow, how, low. Up – but, cup.

  • One – anyone, done, fun, gone, none, run, sun.
  • Out – about, around, cloud, doubt, ground, shout, sound, without.
  • Over  – clover, cover.
  • Pain – brain, campaign, champagne, complain, explain, in vain, lane, main, plain, rain, train.

  • Real – deal, feel, hill, steel, still.
  • Reason – frozen, season.
  • Rent – present, prevent, sent, tent.
  • Respect – connect, correct, direct, effect, expect, reflect, select, suspect.
  • Self – brave, gave, help, save, wave.

  • Star – are, bar, car, far, guitar.
  • Stop  –  top, cop, pop, drop, shop.
  • Take – brake, cake, fake, lake, make, shake, snake, wake.
  • That – bad, cat, dad, fat, flat, glad, mad, sad.
  • Thing – bring, king, nothing, ring, sing, spring, sting.

  • This – assist, bliss, consist, exist, insist, kiss, miss, peace, resist.
  • Time – I’m, climb, clime, crime, fine, lime, mine, rhyme.
  • Tomorrow – shadow, swallow, window, yellow, fellow.
  • Truth – smooth, sooth.
  • Walk – block, lock, rock, shock, talk.
  • Word – award, accord, bird, board, record, scored, stored, third.
  • Worry – hurry, sorry.
  • Wrong – along, belong, long, song, strong.
  • You – adieu, blue, blew, dew, do, few, knew, ooh, threw, through, to, too, two, true, rescue, shoe, view, who, zoo.

Если у Вас возникли затруднения при подборе рифм к слову, Вы можете воспользоваться этими сервисами:http://rhymer.com/http://www.rhymezone.com/

http://www.prime-rhyme.com/

Источник: https://engfairy.com/rifmy-slov-na-anglijskom-yazyke/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.